Черная метка

Как бороться с пиратами?
Как бороться с пиратами?

Пираты ХХI века не бороздят моря под черным флагом. Сегодня они трудятся, используя высокие технологии и... нарушая авторские права. Результат этой деятельности хорошо известен: во многих магазинах на один лицензионный диск приходится три–четыре незаконные копии. Разрешить ситуацию должны были специальные статьи в Уголовном и Административном кодексах, предусматривающие пиратам солидные штрафы и возможную конфискацию части имущества. Однако, похоже, борцы с контрафактом стреляют из пушки по воробьям. Хотя нелицензионные копии фильмов и бульдозерами на площадях давили, и в магазинах сотнями изымали, ситуация не меняется. Почему?

— Мне бы «Дьявол носит Prada», «Жару», «Вавилон» и «Такси–4». Причем желательно, чтобы все фильмы — на одном диске, — ставлю я продавцу музыкального магазина сложную, на мой взгляд, задачу.

— На одном диске нет, а на двух — пожалуйста, 18 тысяч, — отвечает торговец и ныряет под прилавок. Кроме уже названных, в предложенных сборниках «Лучшие киноновинки» — «Волкодав», «300 спартанцев», «Слуга государев», «Шаг вперед», «Ганнибал: восхождение» и «Призрачный гонщик». В общем, весь репертуар минских кинотеатров за последних пару месяцев. Что ж, видеопираты научились предугадывать желания зрителей...

ЧП районного масштаба

Пару дней назад новостные агентства распространили информацию о вынесении приговора за нарушение смежных прав на фильмы некоему Николаю Попенко — жителю деревни Новые Засимовичи Пружанского района. Неужели это и есть главный видеопират страны, чьи «произведения» заполонили магазины и рынки страны? За ответом я отправилась в Брестскую область.

У героя криминальной сводки я ожидала увидеть новехонький коттедж, а никак не обычную панельную пятиэтажку с выщербленными ступеньками. Да и сам 37–летний хозяин квартиры на главаря «киношной мафии» не тянул — простой, вежливый, улыбчивый и спокойный мужик, в качестве «домашней» одежды почему–то избравший себе камуфляжную форму.

— У меня эта история уже в печенках сидит, — вздохнул Николай, когда я представилась. — Как все началось? Купил себе спутниковую «тарелку», тюнер, чтобы больше телеканалов можно было смотреть, научился записывать понравившиеся программы. Потом похвастался друзьям и понеслось: «Коля, запиши, пожалуйста, тот фильм и этот, и еще один»... Деньги брал с приятелей символические — по 2.500 рублей, только за стоимость чистого DVD–диска. За полгода я успел скопировать около полусотни кинолент. А потом...

Контрольная закупка, возбуждение административного дела, суд, штраф.

— Сумма, конечно, символическая — 31 тысяча, но с тех пор на все просьбы поделиться музыкой или фильмом я отвечаю отказом: урок по авторскому праву пошел мне впрок, — заключает видеопират Попенко.

Я не могла не задать ему провокационного вопроса о том, можно ли в принципе побороть контрафакт.

— Можно, если до минимума снизить стоимость лицензионных дисков, тогда на пиратские просто не будет спроса, — считает Николай.

Председатель суда Пружанского района Николай Репиха позволил мне изучить сходное уголовное дело против одной из предпринимательниц города. В ее киоске, расположенном в универмаге, ревизоры раз за разом обнаруживали контрафактную продукцию. В конце концов изъяли 102 диска DVD, 8 MP3 и 8 CD. В увенчавшемся солидным штрафом деле — несколько сотен страниц. В своих показаниях бизнесвумен признала: запретные диски купила в Бресте у некоего Эдуарда, из–за невысокой цены прекрасно понимала: продукция имеет пиратское происхождение. Однако фильмы на продажу все равно выставила.

Ищу то, не знаю что

По дороге в Минск я размышляла: не похожи ли эти судебные решения на «точечные» меры? Какой результат они дали? Ведь пиратских дисков в продаже меньше не стало. И вчера утром мы с фотокорреспондентом это проверили. Внимательно изучив киноафиши, отправились в ближайший к Дому прессы торговый центр «Олимп».

— Простите, а «Любовь–морковь» с Кристиной Орбакайте и Гошей Куценко у вас есть? — интересуюсь последней киноновинкой.

— Конечно! Вот, держите! — Сколько я ни вертела протянутую коробку, ни голограммы, ни контрольного знака обнаружить не смогла. Но купить все же решила — ради журналистского эксперимента. — Вам какую запись: с растянутыми лицами или с нормальными, но тогда широкоформатную — по бокам экрана будут черные полосы?

После такого вопроса даже дилетанту станет ясно: ему предлагают пиратскую копию. Однако для полной уверенности я попросила еще пару сборников с романтическими историями. Никаких проблем! На одном из купленных дисков было 5 фильмов, на другом — вдвое больше...

Борцы с ветряными мельницами

— Даже два фильма на одном лицензионном диске — редкость, а пять, восемь или десять — это уже первый признак контрафактности, — сказал мне начальник отдела по защите информации компании «Видеомакс» Александр Кваша. — Эксклюзивный договор на поставку в Беларусь «Любовь–морковь» наша фирма заключила только 20 марта, а в некоторых магазинах диски с этим фильмом продают уже пару месяцев. Что это, как не пиратские копии?

По словам Александра Ивановича, его сотрудники почти каждый день выезжают на поиски контрафактных дисков. Предпринимателям, «засветившимся» впервые, просто объясняют основы законодательства. Затем, если те не исправились, отправляют предупредительные письма владельцам торгового центра. А уж в третий раз приходят в торговое заведение вместе с сотрудниками милиции. Кстати, хозяева торговых точек ведут себя по–разному: одни обещают расторгнуть арендный договор с предпринимателем–нарушителем, другие же пишут, что подобные «мелочи» их не волнуют...

— В прошлом году при участии сотрудников моего отдела было проверено 386 торговых точек, изъято 23.705 поддельных DVD–дисков и видеокассет, взыскано 25.230.000 рублей штрафов, возбуждено 31 уголовное дело, — перечислил Александр Кваша. Кстати, из всей штрафной суммы компания «Видеомакс» не получила ни рубля — работа, можно сказать, ведется на общественных началах. — Магазины встречаются разные: в одном почти вся продукция — лицензионная, в другом доля контрафакта — более 90 процентов...

Сегодня методы борьбы с пиратством, мягко говоря, малоэффективны. Конечно, хотелось бы надеяться, что пружанский случай охладит пыл настоящих воротил подпольного кинобизнеса, станет для них этакой «черной меткой», но верится в это, признаться, слабо... Не пора ли срочно разрабатывать кардинально новые меры борьбы с пиратами?

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter