Черная метка

Террористы все ближе подбираются к президенту Таджикистана Эмомали Рахмону...
Террористы все ближе подбираются к президенту Таджикистана Эмомали Рахмону. Год назад они послали ему «черную метку» издалека, сидя в горах, — имею в виду переданные по радио угрозы расправы «за преступления в отношении мусульман», которые получили президенты Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана от Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Этим летом снаряды легли ближе: взрыв прогремел на территории здания верховного суда. Таджикское МВД по горячим следам арестовало семь предполагаемых членов того же экстремистского Исламского движения Узбекистана. И вот вчера случился теракт с доставкой на дом. А точнее — прямо в президентский дворец.

Пакет со взрывчаткой рано утром поднял человек из обслуживающего персонала, убиравший дворцовую территорию. Его разорвало...

Трудно не заметить продуманной демонстративности этой акции. Взрыв произошел прямо перед началом международной Центральноазиатской конференции по снижению рисков от чрезвычайных ситуаций, проходящих под эгидой Еврокомиссии. Рядом с тем местом, где была заложена бомба, через несколько часов должен был оказаться премьер–министр Акил Акилов. Таким образом, Европа и светские азиатские лидеры получили горячий привет...

От кого? Это еще предстоит выяснить следствию, хотя власти мгновенно квалифицировали происшествие как теракт.

Собственно, версий может быть только две. Так же, как два главных и очевидных риска, исходящих из Таджикистана. Через эту страну проходит наркотрафик из Афганистана в Европу. Следовательно, акцию устрашения могли устроить наркобароны. И вторая, наиболее реальная подоплека взрыва в президентском дворце связана, как я уже сказала, с обострением внутриполитической борьбы в этой стране.

Таджикские власти не раз заявляли о том, что страна подвергается постоянной угрозе со стороны международных террористических группировок, проникающих сюда из соседнего Афганистана.

Афганские моджахеды оказывают сильную моральную поддержку религиозным фанатикам в соседних странах СНГ, мечтающим свергнуть светские режимы и устроить жизнь по своим законам. Интересный факт: официально действующая в Таджикистане Партия исламского возрождения, ратующая за усиление роли ислама в обществе, стала второй по численности в стране. И именно эта партия вступила в жесткую конфронтацию с президентом Эмомали Рахмоном. Дело в том, что господин президент, хотя и сменил свою фамилию с европейского образца «Рахмонов» на азиатский «Рахмон», во всем остальном весьма подозрительно относится к растущему влиянию исламистов. Он запретил строить незарегистрированные мечети, а кое–где даже их посносил... Министерство образования издало циркуляр, запрещающий студенткам и школьницам носить в учебных заведениях хиджабы. Я вчера открыла сайт Партии исламского возрождения Таджикистана и на первой же странице увидела открытое письмо на имя президента страны, в котором снос мечетей и запрет хиджабов называется «антиконституционным и антиисламским актом»... Конфликт интересов налицо.

Официальная партия, конечно, не будет посылать боевиков во дворец, для этого имеется немало бородатых специалистов в горах. Но если президент проиграет своим политическим конкурентам в войне идей — «война людей» может перерасти из фазы терактов в фазу национального конфликта. Что не может не тревожить партнеров Таджикистана по Договору о коллективной безопасности, в который в числе семи стран СНГ входит и Беларусь.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter