Чергинец: Швейцарии пора раскрыть данные о ценностях, переданных Гитлером на хранение в ее банки

Народный писатель Беларуси, общественный деятель Николай Чергинец — человек, чьи слова много лет имеют вес в самых разных вопросах, от творческих до политических. Подводя итоги года, мы поговорили с Николаем Ивановичем о ключевых проблемах и рисках сегодняшнего дня: не секрет, что риторика наших оппонентов все безответственнее, а мировая политика в последние годы чаще напоминает клоунаду, но, надо признать, весьма и весьма опасную. Писатель и боевой генерал высказал свою точку зрения на происходящее.


— Николай Иванович, какое из событий последнего времени вы считаете ключевым для Беларуси?

— Визит Владимира Путина в нашу страну — это событие, от которого многое зависит в будущем. Я в течение 12 лет в Парламенте возглавлял Комиссию по международным делам и национальной безопасности и такую же в союзном парламенте и помню, как мы радовались, когда достигли цифры в 15 млрд долларов — столько составил товарооборот между нашими двумя странами. Сейчас президенты говорят, что он достиг уже 40 млрд, а в перспективе дойдет до 50 млрд. Налицо экономический прогресс. Это результат того, что ­Лукашенко и Путин нашли как руководители взаимопонимание и общие моменты, которые позволяют так хорошо двигаться вперед. Конечно, в первую очередь нас сближает единство народов, это ясно: несмотря на то что мы независимое государство, все-таки славянство есть славянство. Тем более исчезло из политики и экономики России большинство «чубайсов», которые серьезно вредили в том числе и отношениям между странами. Все мы помним давние споры из-за железнодорожных тарифов, цены на газ и так далее — многие проблемы создавались «западниками» в российской элите. Так вот, рассуждая об итогах встречи Путина и ­Лукашенко, вижу, что курс выбран правильный. Россия поставит нам вооружение, которое обеспечит спокойствие наших границ, и при этом не требует от белорусов: мол, давайте в бой — у нее хватает собственных ресурсов. Просто заботится о безопасности европейских рубежей, укрепляя белорусскую армию. Это правильно, как правильно и развивать экономические связи двух наших стран. Например, общие цены на нефть, газ — меня это радует, потому что я сам был участником тех событий, когда мы ругались с российскими руководителями типа Чубайса: братцы, мы же в договоре записали, что цена по пятому поясу РФ (это Смоленск), почему вы нам продаете дороже? Слава богу, эти неясности в прошлом.

— Как вы относитесь к тому, что происходит вокруг Украины?

— Нам, конечно, не хотелось в свое время, чтобы в братском народе Украины произошел такой серьезный раскол. Но несправедливость, которую допустило правительство Украины по отношению к значительной части собственного населения, и все, что за этим последовало, не может не вызывать возмущения. Восемь лет геноцида народа Донбасса! Обстрелы, уничтожение мирных жителей — терпеть дальше это было нельзя, надо понять и Россию. И Путин, прибыв на встречу с Александром ­Лукашенко, не стал требовать, как тут некоторые говорили, чтобы вот сейчас Беларусь атаковала Украину. Нет, мы видим мудрый расчет на то, чтобы убедить Запад в бесполезности войны с Россией, защищающей дончан с 2014 года, и в этой ситуации нашим «западным партнерам» надо бы одуматься, пока не поздно. Они уже опустошили свои арсеналы. Может кончиться тем, что за все будет держать ответ тот, кто вооружает Украину. Да, Россия терпит сейчас: если Украина бьет по городам и селам, уничтожая мирное население, то российские силы от такого пока воздерживаются — бьют по военным объектам, народ не трогают. 
А что будет, если украинская сторона, как хвастался Зеленский, в новом году ударит по Москве? Ведь Россия на это ответит — и что произойдет тогда с Киевом, Одессой, Винницей? Что они — уцелеют после такого? Конечно, нет. Не может же быть бесконечным терпение России.
— К тому же с украинской стороны теперь кто только не воюет, наемники едут со всего мира...

— Те, кто воюет на стороне Украины, — это люди, которых можно расстреливать без суда и следствия. Это обычные преступники. Вот если бы, допустим, официально была объявлена война, то любая страна могла бы оказать помощь другой согласно договорам. Так что зря некоторые забывают про нормы международного права... России, может, сейчас действительно не хватает людских сил. Техники пока достаточно, хотя как человек воевавший я вижу разницу между некоторыми вооружениями. В большинстве случаев перевес в пользу России, но отдельные вещи (такие как артиллерийский комплекс HIMARS) могут доставить проблемы. Еще помню, как когда-то давно смеялись на выставке вооружений в Минске над нашими маленькими беспилотниками. А это оружие современной войны! Бесшумно подлетает и бьет точно по объекту, координаты им или спутник дает, или они уже заложены. И не надо иной раз килотонной бомбы, достаточно трех килограммов, чтобы уничтожить штаб или орудие. Россия в этом тоже, на мой взгляд, опоздала. Однако уже в ближайшее время, я считаю, у нее на вооружении появятся тысячи дронов: война показала, что имеются недоработки, но есть потенциал, чтобы победить. Просто мы видим, как власти РФ жалеют одурманенный народ — наших братьев-славян.

— Чего ждать в дальнейшем?

— Конечно, России придется серьезно поднатужиться. Военная промышленность мощная, но все же какое-то время нужно, чтобы ее мобилизовать. Уверен, что Россия воспрянет и даст отпор недругам. Беларуси, в отличие от наших в прошлом братских республик, не надо уклоняться от поддержки России. Посмотрите: в ОДКБ, в СНГ ни одна страна не заикнулась о том, чтобы поддержать РФ, и это вызывает удивление. Никто не хочет воевать — ладно, но ведь высказать хотя бы моральную поддержку надо. Ведь все эти страны стали независимыми благодаря России, до ХХ века просто не было на карте таких государств. Хотелось бы сказать им по-братски: подумайте. Да, некоторые голоса сомнений относительно действий российского руководства естественны. 
Но надо понимать: Россия сегодня подвергается атакам всех европейских стран плюс наших бывших союзников в борьбе с фашизмом — США и Великобритании. Сегодня действительно вся Европа, за исключением Сербии, фактически воюет с Россией.
— И это очень знакомая картина для тех, кто хорошо знает историю...

— Именно! Напомню, в 1941 году на СССР напала не только Германия — напала вся Европа, кроме сербов и греков. Испанцы, французы, итальянцы, румыны, венгры, финны, хорваты, словаки — все они воевали против нас, даже Албания послала дивизию. Брестскую крепость вместе с немцами уничтожали австрийцы, раньше мы об этом не знали, теперь знаем, в Севастополь пришли румыны и итальянцы. Промышленность Чехословакии, которая была на тот момент в числе передовых, вся работала на Гитлера, в армии Гудериана едва ли не каждый второй механик-водитель танка был чехом. Нам надо говорить об этом сейчас! Все они зверствовали покруче немцев, потому венгров-карателей наши солдаты вообще в плен не брали. Под Ленинградом и Ржевом были голландские дивизии СС, итальянцы, французские добровольцы из дивизии СС «Шарлемань», швейцарцы, фламандцы… Дания и Испания пусть даже войны СССР официально не объявляли, просто послали солдат. И сегодня нам нечего удивляться: тогда был фашистский блок с постоянным перевесом над советской армией в живой силе, теперь есть блок НАТО.

— Ваше детство пришлось на войну, вы неоднократно рассказывали про жизнь в оккупированном Минске. Тогда ведь к нам в Беларусь пришли не только немцы?

— Помню, как мы в детстве боялись венгров. Страшные они были. Могли ни за что поднять винтовку и выстрелить в ребенка. Такие же были и чехи. А вот словаки, как ни странно, другие. На том месте, где сейчас магазин «1000 мелочей», стояло два батальона — чешский и словацкий, была натянута колючая проволока и ходил патрульный солдат. Мы, пацаны, голодные были и шли туда. К чехам, знали, подходить нельзя — могут начать стрелять. А к словакам можно было подойти. Вот идет солдат с котелком, вроде ест, ложкой черпает. Смотрим: скривился, как будто невкусно, — и выплеснул кашу или суп под проволоку. А мы, как собаки, набрасывались и вместе с землей это съедали. Финнов мы тоже боялись — в черных мундирах, они после 1939 — 1940‑го были злые, зверствовали здесь в Беларуси страшно. Если вспомнить национальный состав военнопленных, которые в СССР находились в конце войны, то там обнаружим немцев, японцев (Япония сейчас тоже «помогает Украине»), румын, австрийцев, чехов, словаков, поляков, полмиллиона венгров — но сейчас этот народ, надо отметить, одумался, старается не участвовать в конфронтации. Были в плену в СССР даже бельгийцы и пара тысяч люксембуржцев! Хотя Люксембург еще попробуй найти на карте, я там бывал — вся страна размером с один город, но туда же. В общей сложности, по архивным данным, в советском плену побывало около полутора миллионов европейцев. Вот потому для нас 9 Мая — это праздник, а они накануне объявляют день примирения и траура.

— Уже давно очевидно: все, что происходит сейчас, — это попытка потомков нацистов и коллаборантов взять реванш над потомками победителей, переиграть итоги Великой Отечественной войны.

— Да, надо вспомнить, сколько было еще предателей, изменников родины, которые уничтожали советский народ. Литовские, латышские дивизии СС, украинская «Галичина», грузинские, туркестанские легионы — более 400 тысяч коллаборационистов, из них 250 тысяч — украинцы. Я как очевидец это подтверждаю. И Хатынь, как мы знаем, сожгли украинские каратели. Литовцам фашисты разрешали выявлять евреев, убивать их и забирать себе их имущество. Латыши зверствовали в Витебской области, так же, как в Хатыни, сжигали целые деревни вместе с людьми. И вот сейчас мы видим, как все они воспряли! 
Неудивительно, что именно эти страны голосуют в ООН против резолюции о противодействии нацизму. Долгие годы они боялись говорить о фашизме, потому что у самих рыльце в пушку , — теперь уже не стесняются.
Почему Беларусь выступает в этой ситуации как ключевой союзник России, потому что мы все прошлые годы испытывали давление Запада на свою страну. В первую очередь оно шло через Польшу, которая действовала хитро и подло. Действия Польши давно направлены против Беларуси. И сейчас они с помощью наших предателей, которые готовы за деньги кричать, что якобы расцвет Беларуси был при польской оккупации, пытаются в очередной раз сделать нашу землю частью Польши. Один из примеров — постоянные рассуждения: дескать, вот какие замки в Беларуси строили Радзивиллы и Сапеги. Но деньги на строительство эти магнаты брали у кого? У белорусского народа! Строил кто? Народ, не сами же они трудились! А уж реставрация Мирского или Несвижского замка — это вообще полностью заслуга современной независимой Беларуси, ­Президента и наших налогоплательщиков. И при чем здесь Польша? Невольно встает вопрос: может, кто-то из этих полонофилов покажет хоть один дом, больницу, школу, построенные Сапегой или Радзивиллами для белорусского народа? Так ведь нет такого.

— В целом риторика западных стран (не только Польши) в адрес что Беларуси, что России сегодня предельно агрессивная.

— И это при том, что за всю свою независимую историю Беларусь никогда не направляла никаких карательных отрядов ни в одну страну. Проанализируем действия руководителей Европы. Меркель призналась, что в 2014 году Минские соглашения оказались фальшивкой. Что они заключались лишь для того, чтобы дать возможность Украине вооружиться. 
Мы вместе столкнулись с элементарным обманом Европы и, к сожалению, самой Меркель, хотя она родом из советской ГДР. А кто после нее возглавил Германию? Шольц, сын эсэсовца! У поляка Дуды предки из львовских бандеровцев. Проснулась кровь, как говорится, и они опять надеются, что смогут наконец-то победить Россию.
То, что Меркель обманула нас, так это не первый раз, когда Запад обманывает. Вспомним куда более ранние договоренности о выводе советских войск и обещания, что НАТО не будет расширяться на восток. Тоже ведь обман Запада! Помню, как удивлялся и Горбачеву, и Ельцину, что они пошли на эту сделку с Америкой.
И вот сейчас история повторяется: западные политики нам снова солгали, чтобы достичь своих целей. Стоит ли нам им в этом случае вообще доверять?
Проблема в том, что в руководство западных стран пришли люди, которые сами не знают войны, не испытали этих тягот, не пережили этого ужаса. Но они готовы мстить нам, помня, что их деды воевали против СССР. Есть такой анекдот: «Молодая симпатичная девушка с удовольствием выйдет замуж за престарелого немца, чтобы отомстить за погибшего дедушку». Вот и тут немножко похоже — лишь бы только отомстить. А за что? За то, что их отцы и деды были оккупантами? И вообще, памятуя о том, сколько бед коллективная Европа натворила в годы Второй мировой, не пора ли Швейцарии, которая в 1940‑е была якобы нейтральной, обнародовать счета нацистов и раскрыть, какие ценности сдал в ее банки на хранение Гитлер и его приспешники? Ведь это все награблено фашистами, в том числе и в нашей стране! Мы до сих пор не знаем, куда пропал крест святой Евфросинии Полоцкой, где наши слуцкие пояса, где картины из художественной галереи БССР и многое другое, что нацисты вывезли из Беларуси. А сколько было личных ценных вещей, да просто золотых зубов, выбитых у узников концлагерей… Укрывая эти ценности, Швейцария становится соучастницей преступлений нацистов.

— Атмосфера в мире тревожная, и западные политики, увы, не делают ровно ничего для разрядки. Вернее, и нам, и России предлагают разве что «покаяться» и сдаться, а не то...

— Появляется все больше голов в этих странах, которые рассматривают даже ядерную войну как какое-то развлечение для себя. Вспомним слова Лиз Трасс, которая полтора месяца побыла премьером Англии. Она сказала, что готова нажать кнопку и начать ядерную войну с Россией. Вдуматься! Женщина, которую можно назвать разве что главкомом кастрюль на кухне, вступает во власть, не будучи к этой власти готовой, но зато она рвется уничтожить миллионы людей ради своей прихоти. Площадь Англии — 133 тысячи квадратных километров, это остров. Британцы, судя по всему, не понимают, что в случае атомной войны этого острова не будет. Он скроется под водой, пропадет навсегда.

Слышны рассуждения и в США о возможности применения ядерного оружия. Это к чему ведет — создается такая атмосфера, что некоторые люди могут посчитать: ну а что такого в ядерной войне, мы победим, и все. Не победят, это смерть человечеству. 
Пусть Америка может уничтожить Россию пять раз, а Россия Америку — четыре раза, разницы никакой: победителей не будет, только мертвые. И здесь невольно возникает мысль, что нам, наверное, надо находить возможности разъяснения этой ситуации. Потому я поддерживаю линию ­Президента, когда он, несмотря ни на что, пытается выстроить какой-то диалог с Западом.
Чем бы Европе стоило заняться — так это развитием Африки. Богатейший континент, но вместо того чтобы его развивать, Запад устраивает на нем хаос и провоцирует войны. А результат этого всего — миллионы беженцев, благодаря которым европейцы скоро распрощаются окончательно с собственной национальной идентичностью. Вот сборная Франции недавно проиграла Аргентине: в аргентинской команде все латиноамериканцы, а во французской — сплошь чернокожие, которым интересы Франции, мягко говоря, не важны. Это не их земля, не их родина, биться за нее у них нет никакого желания. Оно и видно. И лучше бы нашим «западным партнерам» сосредоточиться на решении этой проблемы, а не на попытках на нас надавить и запугать.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter