"Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит необъяснимы наслажденья. Бессмертья, может быть, зарок". Строки Пушкина, пожалуй, можно поставить эпиграфом к сегодняшнему симфоническому концерту в Белгосфилармонии под руководством маэстро Александра Анисимова. Солист - пианист Сергей Смирнов. Программа, которой Анисимов сегодня будет дирижировать, мощна и красива по замыслу, трудна для исполнения, а от слушателей также потребует большой концентрации духовных сил. Предстоит не развлекательный музыкальный вечер, а, я бы сказала, восхождение к искусству. Впрочем, наша филармония в своей афише всегда пытается утверждать высокие духовно-просветительские идеалы. А если некоторые ее концерты и попадают в разряд массовой культуры, то это не от бедности интеллектуальной, а от скудости материальной - ради спасения "предприятия" в целом (хотя ссылки на сей печальный факт в культуре уже изрядно надоели). Но сегодня, к счастью, нам предстоит услышать программу, которая бы сделала честь и Московской филармонии. Дирижер Александр Анисимов, когда становится за пульт нашего симфонического оркестра, всегда очень скрупулезно продумывает, какие произведения и даже в какой последовательности он будет исполнять. В результате в предыдущие годы, например, в один вечер были представлены Рихард Штраус и Рихард Вагнер - необычайное соседство композиторов дополнило новыми гранями их могучие произведения. А в канун этого года состоялась поэтичнейшая "Зимняя греза" - программа из хорошо известных произведений Чайковского, но как выигрышно заблиставших от продуманного соседства друг с другом... На этот раз дирижер поведет нас дорогами тяжкими, многотрудными - через жертвенность, трагедию, затаенный порок к апофеозу самоутверждения духа, к его возвышению через Веру. Мы будем слушать Римского-Корсакова, Танеева, Рахманинова, Скрябина. Накануне Александр Михайлович так рассуждал на эту тему
: - Я люблю из концертов делать проекты, чтобы люди чувствовали, как интересно можно в музыке жить. Нынешним я хотел бы... воздвигнуть памятник человеческому духу. Пафосно? Но тем не менее... Я абсолютно сознательно хочу, чтобы в светском филармоническом зале люди почувствовали себя, как в соборе, как в мистериальном пространстве. Несколько тем будет проходить в концерте: тема жертвенности ради Отечества ("Сказание о невидимом граде Китеже и блаженной деве Февронии" Римского-Корсакова); тема возрождения Духа после светопреставления ("Иоанн Дамаскин" Танеева); тема гибели и Страшного суда ("Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова) и тема утверждения и бесконечности Духа ("Поэма экстаза" Скрябина). Программа трудная, для исполнителей даже, возможно, изматывающая, но жизнь в искусстве другой не бывает.
Из уст Александра Анисимова ничего другого услышать я и не предполагала. По работоспособности, энергии, желанию охватить необъятное и, главное, по способности сделать это его можно сравнить разве что с Валерием Гергиевым. И, как и знаменитый петербуржец из Мариинского театра, наш маэстро тоже удостаивается почета не только у себя на родине. Несколько дней назад в Дублине (Ирландия) ему было вручено почетное звание "Доктор музыки" Национального университета Ирландии. За 200 лет его существования ни один славянин не был представлен к этой высокой награде. Вместе с маэстро Анисимовым звания (каждый - по своей номинации) получали в этом году министр юстиции и бывший министр иностранных дел Ирландии, профессор-филолог из Калифорнийского университета США. В предыдущие годы эти звания вручались даже президенту Ирландии, а также таким знаменитостям, как политики Кофи Аннан, Хиллари Клинтон, актер Грегори Пек, дирижер сэр Джон Барберолли. Вместе с пурпурной мантией маэстро Анисимов получил свиток из сделанного по сохранившемуся древнеегипетскому рецепту пергамента, в котором перечислялись его заслуги перед культурой Ирландии: многолетнее руководство Национальным симфоническим оркестром, постановки в Дублинской опере, сотрудничество с юношеским оркестром, а также участие в музыкальном фестивале в Уэксфорде. Кстати, с нынешнего года с этим знаменитым фестивалем будет работать наш Белорусский государственный симфонический оркестр. Это - огромная честь и нелегкая работа. Но пора, пора оркестру выходить на серьезный музыкальный простор, а то, сидя в Минске без хороших гастролей, музыканты, кажется, приуныли, а также изрядно потускнели.
На снимке: Дублин. Александр Анисимов (в центре) в докторской мантии среди друзей и коллег.
Через тернии - к гастролям. Через гастроли - в звезды
"Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит необъяснимы наслажденья.