Через тернии - к гастролям. Через гастроли - в звезды

"Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит необъяснимы наслажденья.
"Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит необъяснимы наслажденья. Бессмертья, может быть, зарок". Строки Пушкина, пожалуй, можно поставить эпиграфом к сегодняшнему симфоническому концерту в Белгосфилармонии под руководством маэстро Александра Анисимова. Солист - пианист Сергей Смирнов. Программа, которой Анисимов сегодня будет дирижировать, мощна и красива по замыслу, трудна для исполнения, а от слушателей также потребует большой концентрации духовных сил. Предстоит не развлекательный музыкальный вечер, а, я бы сказала, восхождение к искусству. Впрочем, наша филармония в своей афише всегда пытается утверждать высокие духовно-просветительские идеалы. А если некоторые ее концерты и попадают в разряд массовой культуры, то это не от бедности интеллектуальной, а от скудости материальной - ради спасения "предприятия" в целом (хотя ссылки на сей печальный факт в культуре уже изрядно надоели). Но сегодня, к счастью, нам предстоит услышать программу, которая бы сделала честь и Московской филармонии. Дирижер Александр Анисимов, когда становится за пульт нашего симфонического оркестра, всегда очень скрупулезно продумывает, какие произведения и даже в какой последовательности он будет исполнять. В результате в предыдущие годы, например, в один вечер были представлены Рихард Штраус и Рихард Вагнер - необычайное соседство композиторов дополнило новыми гранями их могучие произведения. А в канун этого года состоялась поэтичнейшая "Зимняя греза" - программа из хорошо известных произведений Чайковского, но как выигрышно заблиставших от продуманного соседства друг с другом... На этот раз дирижер поведет нас дорогами тяжкими, многотрудными - через жертвенность, трагедию, затаенный порок к апофеозу самоутверждения духа, к его возвышению через Веру. Мы будем слушать Римского-Корсакова, Танеева, Рахманинова, Скрябина. Накануне Александр Михайлович так рассуждал на эту тему

: - Я люблю из концертов делать проекты, чтобы люди чувствовали, как интересно можно в музыке жить. Нынешним я хотел бы... воздвигнуть памятник человеческому духу. Пафосно? Но тем не менее... Я абсолютно сознательно хочу, чтобы в светском филармоническом зале люди почувствовали себя, как в соборе, как в мистериальном пространстве. Несколько тем будет проходить в концерте: тема жертвенности ради Отечества ("Сказание о невидимом граде Китеже и блаженной деве Февронии" Римского-Корсакова); тема возрождения Духа после светопреставления ("Иоанн Дамаскин" Танеева); тема гибели и Страшного суда ("Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова) и тема утверждения и бесконечности Духа ("Поэма экстаза" Скрябина). Программа трудная, для исполнителей даже, возможно, изматывающая, но жизнь в искусстве другой не бывает.

Из уст Александра Анисимова ничего другого услышать я и не предполагала. По работоспособности, энергии, желанию охватить необъятное и, главное, по способности сделать это его можно сравнить разве что с Валерием Гергиевым. И, как и знаменитый петербуржец из Мариинского театра, наш маэстро тоже удостаивается почета не только у себя на родине. Несколько дней назад в Дублине (Ирландия) ему было вручено почетное звание "Доктор музыки" Национального университета Ирландии. За 200 лет его существования ни один славянин не был представлен к этой высокой награде. Вместе с маэстро Анисимовым звания (каждый - по своей номинации) получали в этом году министр юстиции и бывший министр иностранных дел Ирландии, профессор-филолог из Калифорнийского университета США. В предыдущие годы эти звания вручались даже президенту Ирландии, а также таким знаменитостям, как политики Кофи Аннан, Хиллари Клинтон, актер Грегори Пек, дирижер сэр Джон Барберолли. Вместе с пурпурной мантией маэстро Анисимов получил свиток из сделанного по сохранившемуся древнеегипетскому рецепту пергамента, в котором перечислялись его заслуги перед культурой Ирландии: многолетнее руководство Национальным симфоническим оркестром, постановки в Дублинской опере, сотрудничество с юношеским оркестром, а также участие в музыкальном фестивале в Уэксфорде. Кстати, с нынешнего года с этим знаменитым фестивалем будет работать наш Белорусский государственный симфонический оркестр. Это - огромная честь и нелегкая работа. Но пора, пора оркестру выходить на серьезный музыкальный простор, а то, сидя в Минске без хороших гастролей, музыканты, кажется, приуныли, а также изрядно потускнели.

На снимке: Дублин. Александр Анисимов (в центре) в докторской мантии среди друзей и коллег.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter