Через шесть дней после войны

В 1944 году каждый минчанин должен был обучиться строительной специальности

Восстановление разрушенного Минска началось сразу же после его освобождения

Сегодня Минск – чистый и красивый город. И кажется, что таким он был всегда. Но шестьдесят пять лет назад он выглядел совсем иначе. В 1941 году белорусская столица сильно пострадала от немецких бомбежек. Добавили враги и в 1944 году при отступлении. Взорвали электростанцию и вагоноремонтный завод. Сильно досталось предприятиям тяжелой промышленности. Станкостроительный завод имени Кирова был полностью разрушен еще в 1941 году. Из цехов радиозавода имени Молотова вывезено все оборудование. От бомбежек пострадал Минский железнодорожный узел. Практически полностью был уничтожен трамвайный. По сообщению горкома КП(б)Б, в столице было разрушено шестьдесят пять процентов государственных и общественных зданий.

Даже неповрежденные предприятия (в основном легкой и пищевой промышленности), такие как хлебозавод «Автомат», спиртзавод, пивзавод «Беларусь», ликероводочный и дрожжевой заводы, а также доставшиеся в качестве трофеев Красной армии в Минске табачная  фабрика и фабрика химической чистки не могли нормально работать из-за отсутствия электроэнергии. В этих сложных условиях партийные и гражданские власти приняли решение о широком привлечении гражданского населения к восстановительным и строительным работам с целью скорейшего возрождения разрушенного войной хозяйства. Хорошим примером для минчан стали трудящиеся Сталинграда и Ленинграда, где местное население сразу активно включилось в восстановление родных городов.

Первый массовый выход горожан на восстановление столицы состоялся уже в воскресенье 9 июля 1944 года, через шесть дней после освобождения города. По сообщению секретаря Минского ГК КП(б)Б Глебова, в нем приняли участие около 25 тысяч человек. Добровольцы очищали улицы от мусора, собирали боеприпасы, отрывали немецкие надписи, вывески, указатели. Кроме того, ежедневно около двух тысяч человек трудились на восстановлении разрушенного железнодорожного узла.

Первые выходы на уборку и очистку города были стихийными. Чуть позже партийные и правительственные органы  превратили их в организованные восстановительно-строительные мероприятия. 3 октября 1944 года состоялась IX сессия Минского городского совета депутатов трудящихся с участием представителей партийных, комсомольских, общественных организаций, профсоюзов, воинских частей. На ней было  принято постановление о привлечении всего трудоспособного населения города Минска к участию в работах по разборке разрушенных зданий, очищению строительных площадок, добыче из развалин стройматериалов (кирпича, железных балок и т. д.). Первый массовый воскресник состоялся 8 октября 1944 года.

ЦК КП(б)Б извещало о следующих результатах: «8.10.1944 в первом массовом выходе участвовало по городу 29 тысяч человек, в том числе 4050 человек неорганизованного населения. В течение дня разобрано, очищено от раствора и сложено в штабеля 1 млн. 316 тыс. штук кирпича, выбрано кирпичного боя и уложено в штабеля – 2056 кубометров, бутового камня – 403 кубометра, собрано металла – 1065 тонн, очищено площади 15 500 кв.м». Население, руководимое уличными комитетами, разбирало завалы на улицах, рабочие восстанавливали свои заводы, служащие – свои учреждения.

В следующее воскресенье – 15 октября 1944 года — состоялся второй воскресник. В нем также участвовало около тридцати тысяч человек. (Всего, по предварительному учету населения, в то время в столице проживало 103 тысячи человек.) На восстановление столицы вышел коллектив Союза советских писателей, в том числе такие известные люди, как Петрусь Бровка, Кондрат Крапива, Виталий Вольский и другие. На воскреснике трудились даже наркомы (министры). Не обходилось без инцидентов с крупными чиновниками. Так, помощник прокурора БССР Янанис, упав с разрушившейся стены, сломал руку.

Следующий воскресник прошел 22  октября 1944 года. В нем участвовало около 10 000 человек, половину из которых составляли военнослужащие. Было собрано 450 тонн металлолома и 300 тысяч кирпичей.

Последний массовый выход населения на восстановительные работы в 1944 году датируется воскресеньем, 12 ноября. На улицы вышло более 17 000 человек. В ноябре в связи с наступлением зимы властями было принято решение о прекращении воскресных массовых выходов до весны. Но восстановительные работы на заводах, фабриках и предприятиях, разумеется, не прекращались и зимой.

Самыми востребованными в разрушенном Минске были, конечно же, строители. Поэтому осенью 1944 года партийные органы развернули еще одну кампанию, которая должна была способствовать быстрейшему обновлению города. Это мероприятие стало частью всесоюзного черкасовского движения, названного по имени Александры Черкасовой, жительницы  Сталинграда, которая возглавила первую строительную бригаду по восстановлению родного города, состоящую из женщин-домохозяек. 20 октября 1944 года бюро Минского горкома КП(б)Б издало постановление «О массовом обучении трудящихся города Минска строительным специальностям». Каждый трудоспособный житель Минска (и женщины в том числе) должен был овладеть одной из строительных специальностей: штукатура, печника, плотника, каменщика, маляра и других.

Но, несмотря на все усилия, процесс восстановления тормозился по причине отсутствия механизации труда и транспортных средств. Не хватало даже самых простых инструментов – лопат, носилок, молотков.

В справке о коммунальном и промышленном строительстве в городе Минске за период с июля 1944-го по июль 1945 года (датированной 7 июля 1945 года) приводятся следующие результаты восстановительных работ: было отработано 1,1 млн. человеко-часов, собрано почти 8,5 млн. штук кирпича, тысячи кубометров щебня, сотни тонн железа. 

Белорусский поэт Аркадий Кулешов, выступая на общегородском съезде интеллигенции Минска в декабре 1944 года, сказал: «Пройдет время, и вокруг уцелевшего асфальта поднимутся новые красивые дома. Город изменит свой облик, он будет совсем не таким, как до войны. Человеку, который был в Минске до войны, который не видел его разрушений, при посещении нашего города, скажем, лет через 10—15, Минск может показаться совсем незнакомым, новым городом, в котором он никогда раньше не был. Нам же он всегда был и будет знакомым, родным городом, потому что мы будем строить его и привыкать к его изменениям постепенно, будем привыкать к каждому новому дому, кварталу и площади».

На снимке: разрушенный мост через реку Cвислочь в городе Минске. Июль 1944 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter