Через край

Новый фильм Алексея Учителя «Край» уже выдвинут от России на «Оскар»...

Фильмы Алексея Учителя настолько сильно разнятся между собой стилистически и эмоционально, что про этого режиссера никак нельзя сказать, что он всю жизнь снимает «один и тот же фильм», как говорят про Алексея Германа или Киру Муратову. Витальная и ироничная «Прогулка», предельно эстетский «Дневник его жены», странный и медитативный «Космос как предчувствие», лаконичный и безысходный «Пленный» никак не укладываются в один ряд. Тем не менее все это работы одного и того же режиссера, работы зрелые, законченные, по–своему амбициозные.


Новый фильм Алексея Учителя «Край», спродюсированный Константином Эрнстом, уже выдвинут от России на «Оскар». Войдет ли он в шорт–лист в номинации «Лучший иностранный фильм», узнаем не раньше следующей зимы. В любом случае та поспешность, с которой «Край» опытная кинокомиссия во главе с Владимиром Меньшовым выдвинула в номинанты, красноречиво говорит о том, что картина получилась сильной и зрелищной. И стало быть, она — лучшее, что сняли в России в 2010 году.


Действительно, такого Учителя мы еще не видели. Алексей Ефимович снова удивил, доказав, что ничто голливудское ему не чуждо. Новый фильм полон натурализма, динамичных сцен, резких диалогов. Большое внимание уделено деталям, частностям послевоенной советской эпохи. Здесь и мчащиеся паровозы, и револьверы, и застиранные гимнастерки, и исхудавшие лица героев с поселившимся в глазах страхом.


Действие разворачивается в августе 1945–го. В далекий поселок Край возвращается бывший танкист Игнат, знающий в жизни «одну, но пламенную страсть» — паровозы. Он узнает, что на уединенном острове с довоенных времен брошен немецкий паровоз. Честолюбие берет верх, и Игнат решает восстановить старую машину. Но, оказывается, у паровоза уже есть имя — «Густав», и хозяйка — Эльза, дочь немецкого инженера, арестованного в начале войны, которая прячется от местных жителей и их возмездия. Однако именно Эльзе суждено стать для Игната любовью всей жизни. Он привозит ее в поселок, не представляя, к каким трагическим последствиям это приведет.


Удачно найденное слово «край» — метафора, которая проходит через весь фильм. С одной стороны, «край страны», с другой — предел человеческих испытаний.


Блистают в напряженно–нервных ролях Владимир Машков и Сергей Гармаш. Именно они и разыграют финальную дуэль антагонистов в облаке паровозного пара. Правда, если Владимир Машков для роли похудел и попытался найти в себе какие–то новые актерские ресурсы, Гармаш тиражирует все тот же образ стального «человека системы», которому все человеческое чуждо. Не уступают женские образы Юлии Пересильд и Аньорки Штрехель. Добавляют достоверности экранной истории звезды, занятые во второстепенных ролях: Алексей Горбунов, Армен Джигарханян, Александр Баширов и безвременно ушедшие от нас Юрий Степанов и Алексей Полуян.


Неизвестно, будет ли рельефный, яркий фильм Учителя, напоминающий порой то «Холодное лето пятьдесят третьего...», то бескомпромиссную прозу Варлама Шаламова, понятен американским киноакадемикам. Кажется, еще немного — и режиссер скатится в лубок о русском Севере — заколдованном месте, где все женщины напоминают профилем Хозяйку Медной горы, медведи в тайге в полнолуние говорят человеческим голосом, а из всех продуктов у местных жителей в особом почете самогон, медвежатина и икра. «Хотел ли Учитель уйти в сумрачную русскую небывальщину, непонятно, но она прорастает как–то сама собой, — резюмирует впечатление от фильма критик Александр Стрелков. — И когда местный народ с упоением всем поселком ест погибшего на рельсах медведя, с экрана разит таким густым языческим духом, что надо либо вставать и уходить, либо покорно принять его избыточность».


Однако, на наш взгляд, желание рассказать недосказанное о людских страданиях послевоенного времени удерживает режиссера и съемочную группу от окончательного искушения впасть в непроходимую «клюкву».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter