Через Броды, через расстояния.

Украина готова прокачивать углеводороды для Беларуси по трубопроводу, а Литва — предоставить для нефтяных танкеров клайпедский порт.

Белорусско-венесуэльский проект похож на набирающий ход железнодорожный экспресс. Уже пройдены первые перегоны, переработаны сотни тонн нефти и на заправки ушли тонны бензина.
И сегодня многие страны изъявляют готовность подключиться к транспортировке в Беларусь венесуэльской нефти.

Новая формула

С начала нынешнего года Россия перешла в поставках нефти для Беларуси на стопроцентное взимание экспортных пошлин. Этот шаг Москвы заставил Минск в спешном порядке искать выход из нефтяного тупика.
Сперва идея замещения российской нефти представлялась чем-то из области ненаучной фантастики. Кто из ближайших государств обладает таким запасом сырья (наша страна в год готова перерабатывать порядка 20 миллионов тонн углеводородов)? На самом высоком уровне в Беларуси рассматривались различные варианты. В итоге было принято четко просчитанное решение. Пазл сложился: сотрудничество Минска с Каракасом, совместная добыча нефти в Венесуэле, НПЗ в Беларуси и покупатели на Западе.
Так на европейском континенте появился новый нефтяной игрок — Венесуэла. Белорусские заводы вышли на устойчивую работу, а ЕС получил реальную альтернативу российским поставкам.

Число стабильности

Черное золото сегодня едва ли не основной фактор государственной независимости. Можно сколь угодно долго рассуждать о внутренних вопросах госустройства, но если на заправках одномоментно исчезнет бензин или он вдруг взлетит в цене, то это будет уже проблема не только автомобилистов. Октановое число — это число стабильности.
К реализации альтернативных топливных проектов европейские страны подступались давно. Еще в середине нынешнего десятилетия Украина, Азербайджан, прибалтийские государства и Польша всерьез заговорили о продлении трубопровода Одесса—Броды до Гданьска. Вроде бы нашлись инвесторы и переговоры проводились. Но чем трубу заполнить? Где найти необходимые на год 10 миллионов тонн ценного сырья? На том все и заглохло. Трубу Киев был вынужден передать во временное пользование России, и больше эта болезненная тема на политическую поверхность не закачивалась.
Но начало нынешнего года кардинальным образом изменило расклад топливных сил в регионе. В Одесский порт с весны стали прибывать первые танкеры с венесуэльской нефтью для Беларуси, а по железной дороге пошли составы на Мозырский НПЗ. И хотя это был не самый дешевый канал транспортировки, тем не менее он был выгоден сторонам. В то же время Беларусь продолжала прорабатывать и другие углеводородные маршруты. Естественно, рассматривалась и ветка Одесса—Броды. Технологически — никаких препятствий. Но в Киеве задумывались: а как отреагирует Россия, ведь ее придется оттеснить от вентиля? Из Москвы тут же прозвучало облаченное в мягкую дипломатическую форму предупреждение. Однако министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко резко ответил, что, мол, “мы вольны выбирать маршруты, которые экономически выгодны Украине”.

С оглядкой на выгоду

Экономическая целесообразность сегодня напрямую связана с большой политикой. Заголовки в мировых СМИ были более чем красноречивы: “Януковича проверят на верность Кремлю”, “Договоренности с оглядкой на Москву” и даже “Продаст ли Украина Беларусь?”. Украинский политолог Виктор Небожелко точно заметил: “Перед Януковичем сложная дилемма — согласиться на поставку нефти, но при этом поссориться с Россией или же, напротив, пойти на поводу у Москвы”. После “времени на размышление” Виктор Янукович  объявил, что согласен на прокачку в ноябре пробной партии по нефтепроводу.
Президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук уверен, что это пойдет на пользу Украине: “Думаю, у нашей страны есть реальный шанс воспользоваться опытом белорусов, которые находятся в похожих условиях и смогли достичь успеха в диверсификации источника поставок нефти”. Согласен с коллегой и заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Евгений Каминский: “Это очень выгодная для Украины договоренность, потому что наконец-то нефтепровод заработает в запланированном режиме”.
Впрочем, решение официального Киева было бы неверно рассматривать в отрыве от контекста событий, которые произошли на днях в том числе и в Беларуси: на переговорах в Минске венесуэльский лидер Уго Чавес подтвердил договоренность о ежегодных поставках 10 миллионов тонн нефти, а потом к Александру Лукашенко приехала с рабочим визитом президент Литвы Даля Грибаускайте и в прессе появилась информация, что клайпедский порт будет принимать венесуэльскую нефть и стороны готовы к подписанию соответствующего контракта. Также готовность подключиться к проекту выразила Латвия.

Энергетическое поле

Кстати, Украина не только дала добро на использование своей трубы, но и значительно снизила причальные сборы, а теперь еще и детально изучает речные пути поставки нефти на белорусские НПЗ. Ведь в перспективе к венесуэльским углеводородам могут добавиться иранские и азербайджанские. А это уже совершенно иной расклад.
Закладка будущей глобальной энергетической системы идет уже сегодня. Понятно, что баррель никогда не будет на уровне 20 долларов и борьба за “обогащенную смесь” для двигателя прогресса будет только усиливаться. И нужна сбалансированная система взаимоотношений между сырьевыми и транзитными странами, между переработчиками и потребителями. Это и есть геополитика чистейшей нефти. Беларусь никогда не претендовала на глобальное влияние, но, решая национальные вопросы, она оказывается вовлеченной в общемировые процессы и играет в них все более заметную роль.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter