Чему учит кинематограф?

XVI Международный фестиваль детского и молодежного кино состоялся в Артеке Всем известно, что детское кино переживает не лучшие времена. На этом фестивале ставку сделали на кино молодежное. Но что считать таковым – кино, снятое молодыми о молодых, или кино для молодых зрителей, к единому мнению кинематографисты так и не пришли. Судили картины взрослое и детское жюри, и никого не удивило, что мнения их разошлись.

Детям не показали «Однажды в провинции» Екатерины Шагаловой и «Открытое пространство» Дениса Нейманда ввиду излишней «жесткости» этого кино. А профессиональное жюри признало молодых режиссеров лучшими. Спорная ситуация. Конечно, некоторые вещи детям до шестнадцати лучше не знать, но ведь в лагере были и семнадцатилетние.  И разве не имело смысл устроить просмотр специально для них? Тем более что эти фильмы дают возможность поразмыслить над такими вещами, как дружба, любовь, взросление, инфантильность, ответственность. Да, в них предельно жестко изображены пороки пьянства и наркомании, но ведь и жить детям не под стеклянным колпаком.
«Хорошее кино – то, которое может чему-то научить», – сказал на пресс-конференции один из членов Большого детского жюри. Дети верят в то, что добро восторжествует, а зло будет наказано. Так происходит в каждой волшебной сказке и, по их мнению, так должно быть в «правильном» кино. Потому и неудивительно, что «Самым-самым фильмом» фестиваля был признан «Розыгрыш» белорусского режиссера Алексея Кудиненко, снятый в России.
Главная ценность фильма в том, что он утверждает нас все в той же нехитрой мысли: не деньги правят миром, а любовь и справедливость. И хотя в последнее время приходилось слышать от режиссеров, что дети и подростки хотят видеть в кино прежде всего зрелище и феерию, а выбрали фильм все с той же школьной доской и без каких бы то ни было спецэффектов.
Фильм «Муха» российского режиссера Владимира Котта – психологически тонко проработанная картина. На примере отношений дальнобойщика и его приемной дочери, трудного подростка, в ней рассказывается об одиночестве и поиске душевного тепла. Но в картине у каждого героя своя правота, посочувствовать можно практически каждому. А дети хотят видеть мир с четко очерченными контурами добра и зла. И в этом – одна из главных причин успеха у детской аудитории белорусско-российского фильма «Родина или смерть» (режиссер – Алла Криницына) на военную тему. Ведь именно во время войны ярко и контрастно проявляются человеческие качества, с диапазоном от героизма до подлости. Именно такие фильмы дают ребятам больше всего возможности для сопереживания.
И конечно же не могла не пробудить в детских душах сочувствия история смертельно больного мальчика Пауля, рассказанная в фильме Мануэлы Штаке «Дети лунного света» (Германия). «Самым увлекательным фильмом» ребята назвали «Прикольную сказку» Романа Ширмана (Украина – Эстония), в которую врываются современные реалии, и принцесса обещает сбросить возлюбленному эсэмэску. Лучшим актером стал Станислав Белозеров, сыгравший в фильме «1814»  юного Пушкина. А лавры лучшей актрисы достались Карине Разумовской, исполнительнице главной роли в фильме «Блаженная».
В Международном детском центре «Артек» мастера кино проводили мастер-классы, на которых объясняли, как делается кино и в чем состоит работа режиссера, оператора, актера. Дети могли попробовать себя в разных творческих профессиях, пройти кастинг на роль и конечно же многому научили своих учителей, задавая точные и неожиданные вопросы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter