Чему учит история?

Об этом жителей Гомельщины спросил корреспондент «НГ» Станислав Галковский.

7 ноября в Беларуси — праздничный день. К Октябрьской революции можно относиться по-разному, но одно безусловно: она изменила весь мир. И социальные завоевания в странах даже с либерально-рыночным укладом — это итог более чем векового глобального движения человечества. При попытках разобраться в любом знаковом процессе важно улавливать все цвета и оттенки произошедшего и происходящего, быть готовым воспринимать новые факты и учиться делать правильные выводы. Не зря ведь говорится, что в прошлом отражается будущее. Нужно только его суметь разглядеть.


Алексей Швецов, предприниматель:

— История учит нас, что любой слом общества ведет к снижению экономического уровня. Любимый многими 1917 год — экономическая разруха! 1991-й — экономическая разруха! Может, хватит ставить над собой эксперименты? Давайте помнить историю и не доводить общество до края. Если у нас назрели какие-то изменения, то они должны пройти мирно. В Германии уже с 1945 года не экспериментируют. Хорошо запомнили уроки истории. Нам тоже надо помнить все уроки, а не только победные моменты.

Владимир Гулин, пенсионер химической промышленности:

— Когда я был ребенком и подростком, это были 1960-е, тогда 7 ноября отмечали очень широко. Это был действительно праздник Великой Октябрьской социалистической революции! Потом мы узнали, что там было много экономических ошибок, море крови, ужас гражданской войны. Но это была борьба за социальные права. Мы сегодня имеем выборную систему, бесплатное образование и здравоохранение, равенство перед налоговой и судебной системами — это все достижения той революции. Но мы должны помнить, что даже самые нужные перемены в обществе, если они происходят радикальным путем, всегда кровавы. Поэтому в ХХI веке борьба за лучшее будущее, на мой взгляд, с учетом исторического опыта должна происходить эволюционно.

Ирина Пешкун, менеджер по продажам:

— Чтобы получить адекватную оценку любой истории, надо прочитать уйму книг. Я с детства увлекаюсь историей и даже хотела поступать в вуз на преподавателя этого важнейшего предмета. Но родители настояли на экономическом образовании. Однако интереса к изучению прошлого я не потеряла. К любому историческому факту надо подойти с разных сторон. Только в этом случае можно дать более полную оценку любого исторического события.

Николай Ковалев, учитель истории на пенсии:

— Надо подавать факты так, чтобы люди воспринимали свою историю более реально, а не через комментарии наших современников. Считаю, что нам часто не хватает национальной идеи, хотя тысячелетняя история Беларуси показывает много примеров любви к своей земле, Родине, культуре. История — стержень для нации, без нее любой народ, как дерево без корней.

Нина Котова, директор рекламной компании:

— Я с детства праздную 7 ноября и продолжаю это делать до сих пор. Кто-то критикует социализм в наши дни, но это оттого, что он не интересуется историей. А что у нас было до него: смесь феодализма с капитализмом? Загляните в любую историческую литературу — повальная безграмотность, массовая бедность, высокая смертность, отсутствие социальных лифтов. Даже парламента не было. Люди в 1905 году ради этого начали воевать с царизмом. У нас сейчас масса социальных и культурных достижений. Нам надо продолжать развиваться. Но я, например, анализируя историю, не вижу сейчас ситуации для слома — это отбросит наше общество именно в экономическом развитии. С другой стороны, для улучшения уровня жизни нужны экономические реформы.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter