Чему не учат в школе. Пока…

Прав был Вильям Шекспир, написавший в свое время бессмертную фразу: «Весь мир — театр». У каждого из нас в этой невыдуманной «постановке» свои «роли». Но есть и такие, «играть» которые приходится всем: гражданина, труженика, семьянина

Дети знают,  что их приносит не аист,  но этого недостаточно, чтобы  создать  в  будущем  счастливую  семью

Прав был Вильям Шекспир, написавший в свое время бессмертную фразу: «Весь мир — театр». У каждого из нас в этой невыдуманной «постановке» свои «роли». Но есть и такие, «играть» которые приходится всем: гражданина, труженика, семьянина. Навыки «исполнения» первых двух мы постигаем на каждом из этапов образования, а вот азы семейных знаний приобретаем, к сожалению, только методом собственных проб и ошибок... 

Семья    личное  убежище 

— Быть образцовым семьянином у нас не учат нигде и никак, — утверждает ведущий научный сотрудник лаборатории проблем воспитания личности Национального института образования Людмила Смагина. — Хорошо, если перед глазами ребенка — любящие отец и мать, проявляющие уважение друг к другу. Известно, что самый действенный способ подготовки к семейной жизни — удачный личный пример. Но что делать, когда его нет? Отсюда и другие вопросы: что такое семья и откуда взялись в нашем обществе социальные сироты? 

Семья — это личное социальное убежище для каждого. Если в ней нормальный микроклимат, значит, созданы условия для общения и релаксации. Социальные сироты всего этого не имеют. Это дети, вытесненные из собственных семей. Какие ячейки общества они создадут через годы? Их нужно учить, как жить в браке. Ребятам это интересно, а удовлетворяют они потребность в информации сегодня из самых некомпетентных источников. В итоге знают очень многое, а о самом главном, нужном — ничтожно мало. То, что в программе «Дети Беларуси» на 2007—2009 годы появилось задание — внедрить в систему образования воспитательные программы для детей и молодежи по этике и психологии семейных отношений, очень правильно. Таким образом мы возрождаем лучшие традиции советской школы, где учеников в обязательном порядке обучали всем премудростям семейных отношений.   

Забегая вперед, скажу, пособие для этого уже есть. Его авторы — моя собеседница и ее коллега — старший научный сотрудник лаборатории Алеся Чернявская. В качестве эксперимента «Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната» преподавали на факультативных занятиях ученикам сельской школы, воспитанникам   интерната. Акцент на сирот сделан не случайно. Как показывает практика, эта категория детей наиболее не приспособлена к семейной жизни.  

Лекарство  от  жадности.  И  побольше... 

Вопросам семейного воспитания находится место в учебных программах многих стран. Но не везде при разработке соответствующих методик упор сделан на необходимые для становления молодой семьи знания — правовые, экономические, психологические. К примеру, в соседней России детям долгое время рассказывали о сфере половых отношений мужчины и женщины. Как показала практика, ни к чему хорошему это не привело, и курс запретили. Юношам и девушкам одинаково необходимы и интересны знания и из области интимных отношений, и вопросы межличностного общения, ведения домашнего хозяйства, юридическая база, экономическая составляющая брака. Воспитывая семьянина, делать ставку на что-то одно неправильно, считает Людмила Смагина, ведь в жизни молодым и неопытным мужу и жене придется столкнуться с широким спектром проблем. 

— Наш учебный курс предлагает многие необходимые молодым людям на этапе становления семьи знания, — говорит автор. — В то же время объять необъятное никто не стремится — каждый урок посвящен определенной конкретной теме. 

Что ни занятие — открытие. В том числе и для педагогов, ведь изучать и постигать детскую душу можно до бесконечности, да и дети сегодня, как говорится, не те... Алеся Чернявская вспоминает об одном из занятий. Юношам и девушкам предложили назвать те характеристики, на которые при выборе спутника жизни они будут обращать внимание в первую очередь. Возглавили список молодежных предпочтений богатство, наличие квартиры, автомобиля, престижной высокооплачиваемой работы, яркая внешность, дорогая одежда... Однако в процессе обсуждения, когда педагоги начали выяснять, почему именно за это ребята будут любить и уважать партнера по браку, а не, скажем, за доброту, порядочность, надежность, умение прощать, тактичность, дети задумались, в группе началось обсуждение. К концу занятия они убедились в том, что муж в первую очередь должен быть мужественным, ответственным, способным защитить семью в любой сложной ситуации, любящим детей, а жена, помимо внешней привлекательности, должна быть еще и хорошей хозяйкой, понимающей подругой.    

Или такой пример. На самом первом занятии, которое проходит под девизом «Жизнь — хороший учитель, но не слишком ли дорого она берет за свои уроки», ученикам предлагают ответить на вопрос: «Кто ты такой?» Редкий ребенок начнет характеризовать себя, к примеру, как члена спортивной секции, школьника... 

— Самое главное, что могут дать молодежи наши занятия, — помочь в воспитании нормальных потребностей, — говорит Людмила Смагина. — Если человек ни в чем не чувствует меры, ему все время будет мало и он будет несчастлив, какой бы надежный и хороший партнер рядом с ним не был. Результат предсказуемо печален: крах семьи. 

Почем  брак? 

С огромным интересом дети составляют бюджет семьи. Но мало кто из них имеет представление о том, сколько денег нужно тратить на питание, одежду, для удовлетворения других своих потребностей. Что интересно, такой информацией не владеют ни дети, воспитывающиеся в семьях, ни те, которые находятся в интернате.  

А еще по мере общения с детьми удалось выяснить, что многие убеждены в необходимости ранних половых контактов. Примерно к двенадцатилетнему возрасту, считают подростки, интимная жизнь должна быть налажена, что помогает снизить уровень психических и физических отклонений в здоровье!.. 

Нет у подрастающего поколения и необходимых знаний о воспитании детей. Хотя здесь возникали и совершенно непредвиденные ситуации. Так, на занятии, которое проходило под девизом: «Первый ребенок — последняя кукла», одной из учениц дали куклу размером с младенца. Эту «копию» ребенка выпускница интерната должна была продержать на руках все сорок пять минут, чтобы прочувствовать ограничения, сопровождающие маму в процессе воспитания малыша. Ожидалось, что это вызовет у подростка дискомфорт. На деле же получилось наоборот: в конце занятия девочка, сама обделенная материнской лаской, не хотела расставаться с игрушкой. 

В ближайшее время программа обязательного предмета «Человек. Общество. Государство» должна измениться. Планируется также, что эта дисциплина обретет много дополнений в виде факультативов и курсов по выбору. На занятиях детям будут рассказывать и о том, как построить счастливые семейные отношения. Сейчас специалисты готовят соответствующее методическое обеспечение, куда войдут программа курса, дидактические материалы и практические наработки. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter