Чему не учат в школе

Кто должен готовить молодежь к жизни в браке, чтобы он не распадался?

Кто должен готовить молодежь к жизни в браке?

Ежегодно в стране свыше 10 000 семейных «лодок» разбиваются о быт, а регистрируется браков более 20 000. Однако статистики упорно опровергают разговоры о том, что в Беларуси распадается каждая вторая семья. Ведь в печальной десятитысячной цифре львиная доля все же тех, кто давно пережил так называемые ситцевые и деревянные свадьбы. Но важно другое: большинством развод уже не воспринимается как крайняя мера в решении семейных неурядиц, а потому и расцветает это опасное явление буйным ядовитым цветом.

Что происходит с институтом семьи? И если в этой самой семье родители не всегда могут стать личным примером счастливого супружества для своих детей (а он, как известно, самый действенный), тогда, может, для решения проблемы стоит привлекать школу? Ведь стричь, водить машину, работать за компьютером мы учимся хотя бы на курсах. Конечно, сертификат, права и даже диплом можно купить, но кому нужен такой специалист?.. И только в сферу семейных отношений мы самоуверенно вступаем, не имея порой даже элементарных знаний. Отсюда у одних – несчастливые семьи, у других – несчастливое одиночество…

У советской школы был один, на мой взгляд, самый главный плюс – она учила этике и психологии семейных отношений. Актуальны эти знания и сегодня. Но лишь в некоторых школах, при наличии педагогов-энтузиастов, присутствует схожий курс в списке факультативов. Ребятам и самим интересна эта информация. Но, думаете, многие обратят на нее внимание, если на кону поступление и экзамены по физике или математике? Здесь как-то, увы, и не до знаний, качество которых позже проверит сама жизнь…

Столичная гимназия № 3 – одно из немногих учебных заведений, где семейному вопросу уделяют пристальное внимание. Ее выпускники, первыми изучавшие спецкурс, сейчас заканчивают вузы и семьями пока не обзавелись, поэтому о зримом результате важной работы педагогов говорить рано. Но педагог-психолог гимназии Валентина Пархоц, участвовавшая в разработке курса, на собственном опыте убедилась в том, что подготовка будущих мужей и жен не была бесполезной. Дочь-десятиклассница, которая также в свое время благодаря Валентине Александровне прониклась интересом к семейной педагогике, создав позже свою «ячейку», осознала ценность полученных знаний. А ведь это был так называемый ранний брак, в котором молодые супруги все же сумели понять друг друга, правильно расставить приоритеты и переступить через эгоизм, безболезненно для отношений пережить период появления в семье ребенка.

Красивых примеров множество, но никто не говорит, что нужно учить молодежь ассоциировать вступление в брак с неким погружением в «сахарную вату» или вдаваться в подробности полового воспитания будущих мужей и жен. Первое и второе – крайности, а золотая середина, скорее, в одновременном воспитании духовно-нравственной культуры будущих супругов. Ведь браки, особенно в первые годы их «жизни», распадаются не по причине «несходства характеров». Наоборот, это, как ни парадоксально, как раз и притягивает людей. Основная причина в неправильном отношении друг к другу и семейным ценностям.

Есть надежда, что школа займется воспитанием будущих мам и пап активнее. В Национальном институте образования в рамках президентской программы «Дети Беларуси» разработали пособие и дидактические материалы для изучения данной темы. Да и сейчас на сайте НИО можно найти список факультативов по семейному вопросу. Но будет ли эффективно решаться проблема, если в плотном учебном плане места спецкурсу пока нет, а добровольно изучать предмет и без того загруженные старше­классники вряд ли захотят…

Конечно, нравственному, семейному воспитанию косвенно должны учить и на других уроках — математики, литературы. Но так ли это в реальности? Ответ на поверхности… Не случайно духовно-нравственное воспитание отдельным предметом изучают сегодня в школах Молдовы, а в Казахстане молодежь хотят вернуть к вечным ценностям через дисциплину «Самопознание». Взаимосвязь с семьей очевидна. Сейчас подростки мало общаются друг с другом, заменяют живой диалог виртуальным, значит, теряются и навыки эффективного, а главное, мирного разрешения конфликтов, которые неизбежны в семейной жизни.

Отдельные современные психологи пытаются убедить нас в том, что в будущем все человечество превратится в общество несчастных одиночек. Думаю, данный прогноз не оправдается. В каждом из нас заложена настроенность на семью, и так, без сомнения, будет всегда. Ведь «Здоровье – первое богатство, второе – счастливое супружество», гласит восточная мудрость. Главное, чтобы на пути к этому второму богатству у молодых людей были достаточные знания и правильные, вполне земные цели. Но этому пока не учат в школе…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter