Чемпионка II Европейских игр Татьяна Шаракова: я побеждаю ради дочки!

Татьяна Шаракова – победительница индивидуальной гонки преследования на II Европейских играх. В финальном заезде белоруска чуть ли не на круг опередила итальянку Марту Кавалли. В квалификации переписала национальный рекорд. Получилось красиво и эффектно. Особенно, если учесть, что меньше суток назад Татьяна проехала четыре вида трекового многоборья – омниума, после чего поспать ей удалось всего-то часов шесть. Тяжело, но Шаракова уникальным образом умеет находить в себе новые силы и раздвигать горизонту человеческих возможностей. Этим она занималась всю свою долгую карьеру, и накануне получила заслуженную награду за этот адский труд.


В микс-зоне тесно. Шаракову хотят услышать все. Таня улыбается и старается никому не отказать. Телевидение, болельщики, селфи…

- Ощущения невероятные. Выиграть золотую медаль, у себя дома! Это очень важно. У нас было много видов, где белорусские спортсмены были близки к пьедесталу, но не завоевали медалей. Но вот и к нам пришло золото! Наверное, помог все же домашний трек и болельщики. Они так меня поддерживали!


- Медаль на шоссе и медаль на треке. Понятно, что обе ценные, но лично для тебя какая из них важнее?

- Основные мои планы были связаны с шоссе. Золото – это золото, но медаль на шоссе я очень хотела и очень радовалась ей. Хотела доказать, в первую очередь, себе, что и на шоссе могу быть сильной. Но, с другой стороны, золотая медаль II Европейских игр в моей коллекции наград займет главное место. Потому что победа. Потому что дома, на своем треке. Потому что очень серьезные соревнования. Плюс еще и национальный рекорд, который я установила в квалификации. Да и борьба была серьезной. Итальянка проиграла две секунды, но она запросто могла их отыграть. Были уже такие случаи.

Поводов бросить все у Шараковой было множество. В 2010-м, когда девушка не находила общий язык с главным тренером сборной – Станиславом Соловьевым. В 2012-м, когда злополучные капли для носа привели к дисквалификации на полтора года. Наконец, совсем недавно, когда после рождения ребенка она набрала аж 22 килограмма. Оглядываясь на карьеру Шараковой, проложенную через все мыслимые в спорте тернии, ее появление на треке, и позже – на пьедестале, похоже на спортивное чудо. Но сама Татьяна к подобным чудесам относится вполне буднично.


- Да, были сложные периоды. Но я нашла новую мотивацию, нашла, ради чего следует продолжать, и вот я здесь. Продолжаю тренироваться, чтобы дочка могла мной гордиться. Рада, что все так получилось, но чудо... Скорее работа.

Почти одновременно с Шараковой свою третью медаль на II Европейских играх завоевала Симона Крупецкайте. Живой легенде женского спринта 36, и накануне она рассказывала, что давно каталась бы на велосипеде лишь по парку, если бы не мотивирующий ее на новые победы муж. К слову, после Олимпиады в Рио именно он вернул на трек уже закатившую, было, велосипед в чулан спортсменку. Шаракова всего на два года младше Крупецкайте. О на Играх в Лондоне ехала лишь в составе командного преследования. Вместе с Аленой Дылько и Оксаной Попко тогда едва пролезла во второй раунд отбора. В Рио, все также сложилось не по ее сценарию. К Играм в Токио Татьяна подходит непререкаемым лидером белорусской команды и II Европейские игры показали серьезность ее намерений и амбиций. Но к перспективам и шансам относится философски.


- Сейчас сложно говорить о Токио. Да, захочется там показать свой максимум, но важно понимать, что там меня ждет. Именно от этого зависит, будет ли это «моя» Олимпиада. Если говорить о выступлении на шоссе, то многое зависит от трассы. Если будет горный рельеф, то куда мне-то лезть в горы? Должен стартовать «горный» гонщик, а я не хочу ехать на Олимпиаду, чтобы сойти на половине дистанции. И если Алена Омелюсик в горах чувствует себя лучше, то и на Олимпиаду ехать должна она. Трек? Здесь уже зависит от меня. Если буду видеть, что результат растет, и форма – хорошая, то, конечно, я буду там бороться. Если же почувствую, что результаты идут вниз, у меня хватит мудрости уступить дорогу молодым. Зачем занимать чье-то место?

Тренеры сетуют на непростой характер Шараковой. Пеняют, что девушка наотрез отказывается работать с кем-то, кроме своего наставника – Любови Немковой, периодически внося тем самым сумбур в тренировочные планы сборной. Она, на самом деле, не подарок. Но едва ли с более простым характером девушка смогла бы проехать через все препятствия. Да и на треке II Европейских игр ее золотая медаль – единственная для белорусской сборной. Крыть нечем. Но сама Шаракова к перспективам молодежи относится объективно и оптимистично.


- Я не чувствую себя лидером и фавориткой. Или даже соперницей для белорусских спортсменок. У нас в команде все распределено: кто и что должен делать и какое место занимать. Каждый хочет медаль и не нужно думать, что только один человек должен побеждать, а остальные на него работать. Так что, скорее, я ощущаю себя примером для молодежи. Было бы здорово, чтобы наши спортсменки тянулись за мной, и потому делюсь опытом, советую, помогаю. Я ведь уйду из спорта, и очень важно, чтобы и после меня белорусские спортсменки продолжали завоевывать золотые медали для нашей страны. А развиваться, глядя на победы, на спортсменов, которые приезжают в Минск на такие вот крупные старты, гораздо проще и быстрее. Жду, что у нас в велоспорте вот-вот должен случиться прорыв.

- Тебя радуют результаты белорусов на II Европейских играх?


- Конечно. Несколько человек были рядом с пьедесталом. Молодая гонщица Аня Терех завоевала медаль. Это очень хорошо – она перспективная гонщица. В командных гонках были близки, а это – показательный момент. Думаю, в перспективе мы сможем конкурировать с мировыми лидерами.

- Ты работаешь только со своим тренером. Это принципиальная позиция или со специалистами в Беларуси дефицит?

- Мне с Немковой попросту комфортнее. Она меня знает всю жизнь. Понимает, как со мной работать. Да и вообще, зачем что-то менять, если я вижу, что сейчас все работает, как нужно? Был период, когда в команде появился новый тренер – поляк Андрей Таламанов, и у меня с ним возникло много разногласий. Мне даже пришлось из-за этого уйти из состава сборной, которая едет командную гонку. Но время показало, что я была права. Я пока не вижу другого тренера, работа с которым для меня была бы более эффективной. Да и вообще, если есть результат, какие могут быть вопросы?


Собравшая на гребном канале целую вязанку медалей молодая мама Марина Литвинчук на следующий же день после триумфа уехала в родной Мозырь, чтобы хоть пару дней до церемонии закрытия (на ней она станет знаменосцем сборной Беларуси) побыть с семьей и малышом. Свой маленький, но очень важный болельщик ждет дома и Шаракову. Представить, как спортсменке удается разрываться между тренировками, соревнованиями и желанием обнять ребенка, практически невозможно. Фотография, на которой Шаракова держит малыша на руках после завоевания бронзы в групповой гонке на шоссе, стала одной из самых ярких на нынешних европейских играх. Вопрос о маленькой Теоне заставляет Таню вновь расплыться в улыбке и забыть о еще гудящих после заезда мышцах и натянутых нервах.

- Когда у тебя есть ребенок, тебе нужно думать не только о том, как выиграть гонку. Тебе нужно думать, как заработать деньги, чтобы у дочки хватило еды. Чтобы осталось на ее дальнейшее обучение. Это моя работа, и мне приходится приходить и тренироваться. Жертвуя, в том числе, и временем с ребенком. До II Европейских игр пришлось терпеть очень сильно. Сейчас дочка понемногу начинает ходить, растет, будет легче.


- Сложно соревноваться здесь, жить в деревне спортсменов, но при этом знать, что совсем недалеко ждет дома малыш?

- А я вырывалась к ней. После тренировки по пути в деревню спортсменов обязательно заезжала домой. Успела заехать даже вчера в перерыве между видами омниума. Да, так разрываться очень сложно, но я иначе не могла. Нужно успевать и погоняться, и поиграться с дочкой. И для меня это – лучшая подпитка энергией. Я прихожу домой и расслабляюсь. Забываю про гонки, про соперников и борьбу. У нас новые слова, новые шаги, и это просто невероятные ощущения. И мотивация вновь выходить и бороться на треке.


- Дочка приходила на трибуны?

- Да, сидела во время гонок, ждала мамину медаль. Хотела вновь подняться на пьедестал, как после шоссейной гонки. И для меня это важно, тем более, что понимаю, что в сознательном возрасте понаблюдать за моими выступлениями и победами возможности у нее не будет. Спорт – это хорошо, но важно себя вовремя остановить. Дочка растет, и я не хочу, чтобы она росла без меня. А завтра мы пойдем в парк. С утра на тренировку, а потом все время для дочки. Это важнее любой медали!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter