О торговле и общепите во время чемпионата мира по хоккею

Чемпионат возможностей

О торговле и общепите во время чемпионата мира по хоккею

Первый квартал Года гостеприимства я назвал бы кварталом обещаний. Минский чемпионат мира по хоккею на носу, а организационных шероховатостей еще предостаточно. Не подвести с вводом в эксплуатацию гостиниц божатся строители. Работники торговли и общепита на всех уровнях заверяют, что смогут вежливо, на уровне обслужить гостей. Последний раз я слышал подобные обещания на коллегии Министерства торговли.


Надеюсь, пустыми они не окажутся. Ведь чемпионат мира по хоккею — это не просто мероприятие всемирного масштаба. Для Беларуси это шанс показать себя, это возможности, которыми грех было бы не воспользоваться, чтобы разобраться с некоторыми собственными проблемами, создать отправную точку для дальнейшего «як мае быць».


То, что чемпионат мира по хоккею — это шанс для нашей торговли изменить выражение лица с равнодушного на радушное, понимают пока не все. Ну, правда, негоже хмуриться, когда одна улыбка может создать первое — самое важное! — впечатление о стране. Для типичного иностранца та самая пресловутая вешалка, «с которой начинается театр» — в данном случае вокзал. Поэтому на коллегию Министерства торговли генерального директора ОАО «ДорОрс» Петра Белоцкого с отчетом пригласили не зря. Его организация на минском железнодорожном вокзале — монополист, этакое, как заметил министр Валентин Чеканов, государство в государстве. Я бы добавил: все еще работающее по советским лекалам. Об этом говорят и мои коллеги–журналисты, и представители торговой инспекции, нагрянувшие в местные магазины и точки общепита с проверками. Вывод общими усилиями сделали неутешительный: лицо такой торговли косметическими средствами не улучшить. За дело надо браться радикально. «Ты смотришь на продавщицу, которая стоит в неопрятной одежде, не может связать двух слов по–английски и просто поворачивается к покупателю спиной. Это есть, а быть не должно!» — попенял Белоцкому министр Чеканов. Тот в ответ доложил: меры принимаются, деньги на это выделены, требования ужесточаются, английский изучается, оборудование обновляется. Четыре руководителя уволены, ряд получили выговоры...


Чемпионат — это к тому же возможность продвинуть наши брэнды за рубеж. Посещая гипермаркеты, гостиницы, сувенирные лавки, Валентин Чеканов просил каждого собственника отвести зону для продажи белорусского. Да, представители торговли качеством нашего легпрома удовлетворены далеко не всегда. Но изделия из льна, продукция «Милавицы», «Коммунарки», стеклозавода «Неман», особенно при значительно большей сети торговых точек, оформляющих tax free, не сомневаются в Минторге, пошли бы на ура. Только риски, мне кажется, стоило бы переложить в том числе на производителя.


А еще чемпионат мира по хоккею, как бы странно это ни звучало, — это возможность урегулировать отношения между сферой общественного питания и поставщиками. Директор сети ресторанов Татьяна Лавда, в чьем подчинении заведения белорусской кухни «Васильки», после традиционного отчета о наличии платежных терминалов, точек доступа Wi–Fi и количестве телевизоров, по которым можно будет смотреть матчи, заговорила о проблемах, подрывающих имидж рестораторов в глазах клиентов. «Молочная продукция. Поставщикам заявляем одно — определенного качества, жирности. Нам же поставляют другое. Но если жирность меньше — мы не сможем приготовить по правилам латте или капучино... У нас 57 процентов товаров — белорусского производства. А могло бы быть и больше. Еще проблема — крупная фасовка мяса. Привозят блоками по 15 — 20 килограммов, а нужно нам один–два. Чтобы оно не теряло своего качества. Хочется, чтобы все это не помешало работе хотя бы во время чемпионата. Чтобы наши гости остались довольны». Механизм решения вопросов рассмотрят на очередном заседании рабочей группы.


...Увы, скоро только сказка сказывается. Обещания начальников сразу после коллегии быстренько развеяли рядовые продавцы. Нахамили в торговой точке на Привокзальной площади. Листая «жалобную книгу», понял: такое поведение здесь — не редкость. И я в очередной раз подумал: может, действительно, хотя бы на май стоит заменить «горе-работников» на улыбчивых волонтеров?


Советская Белоруссия №28 (24411). Четверг, 13 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter