Не нужно верить кукушке

Чем запомнилась первая зарплата

Первый поцелуй и первая зарплата — события, безусловно, несоизмеримо разные. Но есть и то, что их роднит. Смею предположить, у большинства из нас они остались в памяти надолго, а у некоторых и на всю жизнь.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Первый день лета еще только близился к закату, а самые нетерпеливые сверчки уже подавали свой голос. Восточный ветер игривыми волнами приносил запахи разнотравья с соседнего луга. В такой обстановке мне вдруг захотелось развить тему первой зарплаты. Возможно, и потому, что недавно получил свои первые пенсионные деньги. Как же несоизмеримо далеки и эти два события — первая пенсия и первая зарплата! Между ними пролегли радости и печали, взлеты и падения на качелях служебной лестницы, постоянные заботы о родных и близких людях. И, разумеется, разного рода приключения.

Я едва начал учиться в девятом классе, когда ушел из жизни отец — фронтовой хирург. Он спас много чужих жизней, но сам не смог выстоять перед онкологией. Мать, тоже медик по профессии, стала работать по полторы смены и терпеливо вела нас с братом к взрослой жизни. 

В свою профессию мне тоже довелось идти окружными путями. Поступать пришлось на филологический факультет педагогического вуза. С профессией учителя и связана моя первая зарплата. Институт я окончил с красным дипломом, потому имел право выбора при распределении. Разумеется, я выбрал Бобруйский район, школу на окраине моего родного города. Каждое утро спешил на автобусную станцию, расположенную в четырех километрах от родительского дома, а вечером возвращался.

Учителей в этой сельской школе не хватало, и мне, молодому специалисту, помимо преподавания русского языка и литературы, вменили еще и часы по физической культуре. Трудился весело, увлеченно. Теплая обстановка царила и в самом учительском коллективе. Конверт с моими первыми деньгами под аплодисменты собравшихся в учительской педагогов вручил сам директор школы. 

По дороге меня так и подмывало открыть конверт и посмотреть наконец, сколько денег я заработал. Однако не сделал этого, а предоставил эту возможность матери. До сих пор помню эти крупные слезы, выкатившиеся из ее синих глаз. Матушка была красивой женщиной!

Разумеется, я запомнил, сколько денежных знаков вместил тот конверт. Учительская ставка составляла 80 рублей, а я заработал 126. Это было даже больше, чем ежемесячно получала мать. По тем временам это были неплохие деньги: столько зарабатывали на предприятиях ведущие инженеры.

Разумеется, я взял себе часть денег. Пригласил отметить это событие трех ближайших друзей, и мы вначале сходили в кино, а затем посидели за хорошим вином в кафе.

Тогда моя первая зарплата и определила мое отношение к деньгам. Вернее, к их сущности. Чтобы хорошо зарабатывать, надо много и качественно работать. О деньгах сказано много и разное. Когда я набрался житейского опыта, то окончательно определил и свое отношение или, скажем, кредо в этом вопросе. Оно сводится к тому, что деньги сами по себе не приносят счастья, но они успокаивают.

Под таким выводом я готов был подписаться и сейчас, когда в самом начале лета отдыхал свежим вечером у себя в далекой усадьбе на самом краю земли белорусской. И вспомнил тот первый конверт с деньгами, который принес матери. 

Как же быстро течет жизнь! Ушли из жизни многие коллеги по той школе, десять лет, как не стало матушки. А вот ее слезы и аплодисменты в учительской остались в памяти, потому что запали в душу. 

В школе я проработал всего одну четверть — и меня призвали на год в армию. Служил я в одном местечке на окраине Минска, не скрою, что не один раз отлучался в самоволку в центр города. В нашу столицу невозможно было не влюбиться, и я решил, что именно в этом городе стоит строить карьеру. Передо мной открывались две разные, но по-своему увлекательные и перспективные дороги. Можно было надеть погоны и преподавать в Суворовском училище либо остаться трудиться в окружной газете. Я выбрал второе. В газете мне тоже поступило предложение надеть форму, но умные дяди подсказали, что таким образом я могу уже через месяц оказаться где-нибудь в Хабаровском крае. Такая перспектива меня не устраивала. Тем более что я понял: в журналистике тоже можно неплохо зарабатывать. Все давалось мне легко, и я не был обделен хорошими гонорарами.

Опять эта тема денег… Я отпил несколько глотков остывшего чая и прислушался к голосу кукушки. Считать не стал. Давно не увлекаюсь этой пустой и по-своему даже опасной забавой. Я знал немало богатых людей, которым деньги не дали счастья. Кого-то они отправили в места не столь отдаленные, кого-то не выручили при болезни. И все же честно заработанные деньги достойны уважения, они приносят умиротворение и дают возможность поделиться с теми, кто в силу объективных причин не сумел их заработать и теперь нуждается в помощи. Вот почему доброго слова заслуживают меценаты, которых вокруг становится все больше.

Знаю, что и сегодня в некоторых коллективах молодых специалистов поздравляют с первой зарплатой. Это правильно. Хорошо, когда она становится побудительным мотивом к тому, чтобы своими руками, своей головой приумножать и личное богатство, и богатство страны. Есть, оказывается, и такая сила у денег, способная связать два этих понятия в одно целое.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter