Чем закончится разбор полета

Предварительные причины крушения ракеты “Днепр” установлены, однако для окончательных выводов еще необходимо провести дополнительные экспертизы. Об этом заявил руководитель пресс-службы Роскосмоса Игорь Панарин. По его словам, итоговый акт о расследовании аварии будет подписан до 28 августа.

В ночь на 27 июля ракета-носитель “Днепр” на второй минуте после старта внезапно изменила траекторию полета и упала в 150 километрах от космодрома Байконур. 18 космических аппаратов, в том числе и первый белорусский спутник “БелКА”, были “потеряны”.
Последствия от крушения “Днепра” до сих пор подсчитываются. И речь не только о финансах. Эксперты говорят об экологической катастрофе. Дело в том, что ракетное топливо (гептил) разлилось на огромной территории. Взятые пробы грунта показали превышение в тысячу раз предельно допустимых норм токсических веществ в почве. По словам медиков, у семи процентов населения, проживающего в районе падения ракеты, выявлены отклонения в состоянии здоровья. В частности, это касается нарушения работы печени. У многих отмечаются головные боли и кожный зуд.
“Российская сторона компенсирует весь ущерб, который определят правительственные комиссии, — заявил на брифинге в Астане глава Роскосмоса Анатолий Перминов. — Мы ни в коем случае не отказываемся от выплаты”. Правда, пока нет единого мнения о суммах. В Казахстане некоторые представители власти говорят о более чем 300 миллионах долларов. В Москве считают эту цифру многократно завышенной и подчеркивают, что “не нужно торопиться с поспешными выводами”. Как сообщил председатель казахстанской правительственной комиссии Азамат Абдымомунов, “окончательный ущерб от падения ракеты планируется подсчитать и озвучить в первом квартале сентября. До 20 августа мы завершим поисковые работы, после чего наши экологи и эксперты министерств будут совместно работать над заключением комиссии”.
На поисковые работы потрачено свыше полутора миллионов долларов. Исследования обломков упавшей ракеты позволили уже выдвинуть основную версию случившегося. По предварительным данным, авария произошла “из-за неправильной работы камер сгорания основного двигателя. Сейчас специалисты выясняют, из-за чего произошел перегрев жидкости”, — подчеркнул Анатолий Перминов.
Таким образом, вовлеченным в “космический разбор полетов” оказалось и украинское НПО “Южмаш”. Именно оно более 20 лет назад принимало участие в изготовлении “Днепра”. Правда, тогда это была РС-20Б “Воевода” (SS-18 “Сатана”, по классификации НАТО). После десятилетий боевого дежурства она была переоборудована и переименована в “Днепр”. Всего “Воеводы” шесть раз использовались для запусков в космос, что, как отмечают эксперты, крайне мало для совершенствования ракет. Особенно если сравнить с такими носителями, как “Протон” или “Союз”. Кстати, и злополучный июльский запуск неоднократно откладывался из-за неполадок.
Спутники, которые находились на “Днепре”, в том числе и “БелКА”, были застрахованы, значит, затраченные деньги будут возвращены. Белорусские страховые компании заявили, что готовы полностью выполнить обязательства по страховке белорусского спутника.
Что же касается белорусской космической программы, то она, несомненно, будет продолжена. Космос — это высокие технологии, это новые просторы для развития экономики. И здесь нельзя останавливаться. Беларусь показала, что она может создать надежный спутник. И эти знания и умения должны иметь продолжение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter