Чем убить талант?

Весной и в начале лета я всякий раз переживаю особое состояние, которое трудно выразить словами.
Весной и в начале лета я всякий раз переживаю особое состояние, которое трудно выразить словами. В этом состоянии и радостное возбуждение от того, что тяга к искусству у молодежи не иссякает (это в наше-то насквозь рыночно-прагматично-денежное время!): конкурс в Белорусскую государственную академию искусств стабильно высокий, есть, слава Богу, из кого выбирать. И одновременно с каждым прожитым годом усиливаются тревога и, если хотите, обида...

Поясню. Сражение за право получить желанный студенческий билет Академии искусств разыгрывается нешуточное. Сколько слез, разочарований, драм проходит не только перед глазами, но и через сердце. Например, в прошлом году талантливой девушке из Гомеля не хватило полбалла, чтобы поступить на факультет дизайна. Достаточно типичная, кстати, ситуация. Но девушка поступала к нам в седьмой раз! Наше предложение начать учебу на платной основе, к сожалению, принять не могла: родители не в состоянии заплатить 400 у.е. за год обучения. Сердце защемило от досады. И такие случаи - не редкость.

Но вот закончились вступительные экзамены, осенью в торжественной обстановке мы вручаем своим "новобранцам" студенческие билеты и... начинается. Угадайте с трех раз - что?..

За догадливых - радуюсь, остальным расскажу. Начинается другое сражение, на сей раз за то, чтобы студенты... остались студентами, не вылетели из вуза за непосещаемость.

Молодым хочется всего и сразу. А так не бывает.

И наступает разочарование, отчаяние, поиск виноватых... Понятно, "виноваты" родители, учителя, академия, друзья-коллеги, государство, но только не сам начинающий творец. Я склонен воспринимать наших студентов именно начинающими творцами, ибо изначально все они наделены в той или иной степени талантом, энтузиазмом, творческими амбициями. Но, к сожалению, далеко не все осознают первейшую необходимость в каждодневном изнурительном труде.

...Подпишешь очередной приказ об отчислении студента за неуспеваемость, пропуски занятий, другие "шалости" и знаешь - несколько бессонных ночей тебе обеспечено. Обидно... За студента, его родителей, педагогов, наконец, за государство, которое находит средства, пусть небольшие, чтобы содержать уникальный для страны вуз.

Тревожит и другое: низкая культура студенческой молодежи. Причин такого грустного явления много. Современной семье воспитывать детей некогда, в школе мало читают, мало знают. Теперь, не поверите, далеко не каждый наш абитуриент знает, кто такой Станиславский, Мирович, Рафаэль, Репин. О других, менее крупных фигурах - молчу. Поэтому мы пошли на введение в этом году дополнительного экзамена по истории мировой и отечественной художественной культуры. Уж коль собрался поступать в Академию искусств, изучи хотя бы школьный курс.

Много веков назад французский философ Мишель де Монтень с убийственной точностью заметил: "Самые выдающиеся дарования губятся праздностью". Согласитесь, лучше не скажешь. Но как убедить сегодняшнего студента в, казалось бы, простой истине: хочешь быть художником с большой буквы - не ленись, работай, учись, дерзай, ошибайся, экспериментируй, но только не предавайся иллюзорному и очень опасному самообману, что талант за тебя все сделает сам.

Не сделает! И примеров тому - великое множество!

Всякий раз, когда приходит пора вступительных экзаменов, я с тревогой и надеждой всматриваюсь в глаза будущих студентов, пытаясь разгадать не столько меру таланта (это обнаружить для профессионалов не самая сложная задача), сколько степень одержимости трудом. Трудом ежедневным, иногда - черновым, иногда - иступленным, самоотверженным и в конечном счете - плодотворным. Как хочется, чтобы наши студенты ощутили когда-нибудь то, о чем говорил великий Моцарт: "Работа - мое первое наслаждение..."
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter