Чем тебя удивить

Когда моя подруга из Мексики написала мне, что, возможно, скоро приедет ко мне в гости, я начала лихорадочно соображать: как же я буду ее развлекать? Что ей показать такое самобытно-белорусское, чего она сроду не видела? Первая идея, которая пришла мне в голову: а прокачу-ка я ее в нашем общественном транспорте в час пик.
Когда моя подруга из Мексики написала мне, что, возможно, скоро приедет ко мне в гости, я начала лихорадочно соображать: как же я буду ее развлекать? Что ей показать такое самобытно-белорусское, чего она сроду не видела? Первая идея, которая пришла мне в голову: а прокачу-ка я ее в нашем общественном транспорте в час пик. Правда, потом передумала - после такой поездки моя Мария-Луиза еще чего доброго побежит обменивать обратный билет до Мехико назавтра. Поэтому решила ограничиться менее экстремальными развлечениями: музей, опера-балет, дискотека...

Но ведь дискотеки во всем мире одинаковые! Да и экспонаты музеев в разных странах мира очень похожи. Помню, в Соединенных Штатах американцы нас знакомили со своим национальным (!) богатством в нью-йоркском Метрополитан-музее - картины француза Ренуара, голландца Ван Гога, испанца Пикассо и даже уроженца Витебска Марка Шагала. Я еще тогда подумала: ну побывала я в США, а что я такого тут увидела, чего больше нигде в мире нет? Даже небоскребы в Азии теперь строят не хуже американских. И только после того, как нас свозили в деревню в штате Висконсин, я успокоилась: да, вот это точно неповторимо! В этой деревне жили амиши - потомки переселенцев из пограничных областей Германии и Голландии. Они до сих пор говорят на таком наречии, как говорили их предки в XIX веке, - смеси старонемецкого и голландского, не пользуются никакими благами цивилизации (даже электричества у них нет), носят одежду по моде тех лет и не любят, когда их фотографируют. Амиши необычайно религиозны и в жизни придерживаются патриархальных традиций. Живут натуральным хозяйством, а за помощью к "англичанам" (так они называют всех англоязычных американцев) обращаются только в случае, если у них кто-то умер и надо оповестить амишей в других штатах, чтобы те приехали проститься с отошедшими в мир иной. Кстати, только у амишей я попробовала помидоры и огурцы, по вкусу такие же, как наши. Их выращивают по незатейливой технологии, как и в белорусских деревнях: из удобрений только одно-единственное - органическое. Если солнечных дней в году недостаточно, то помидоры и яблоки кладут на подоконники - дозревать. Короче, натурпродукт.

Однако я отвлеклась. В общем, в результате долгих размышлений я пришла к выводу, что если в гости приехал иностранец, то надо его вести туда, где люди живут (или, по крайней мере, бережно сохраняют атрибуты прошлого) в традиционном для Беларуси "асяроддзi". Хорошо известен комплекс в Дудутках, где воссозданы бытовые постройки начала XX века, где гостям показывают гончарное, кузнечное производство. Но он уже исхожен туристами вдоль и поперек. А вот в старинном городе Заславле есть еще один историко-этнографический комплекс. Он не так известен, как Дудутки, но по своей оригинальности ничем им не уступает.

В историко-культурном заповеднике "Заславль" несколько хозяйственно-исторических строений: мельница, построенная в 1915 году, дом для завозников (своего рода гостиница для тех, кто привез на помол свое зерно) и кузница. Причем и мельница, и кузница в рабочем состоянии. И когда приезжают экскурсанты, они могут не только наблюдать процесс ковки, но и сами постучать молоточками. Кстати, если вы ждете гостей из Израиля, то непременно свозите их сюда же, в Заславль. Дело в том, что издавна, начиная с XVIII века, кузнецами в белорусских местечках в основном были евреи. На заславской кузнице до сих пор висит доска с надписью на идиш, и для гостей проводятся тематические экскурсии.

Совершенно уникальная достопримечательность комплекса "Заславль" - пани Зося, которая играет роль хозяйки мельницы. Она и ее друзья в национальных костюмах встречают гостей, угощают их травяным чаем с бубликами и блинами. Все оформлено в традициях начала века: чай - из тульских самоваров, конфеты - из коробочек того времени. Когда на экскурсию приезжает группа детей, то пани Зося удивляется их рассказам о компьютерных играх и учит детей тому, во что она играла в детстве. Это настолько захватывает ребят, что они даже спрашивают иногда: "Пани Зося, а вы что, здесь уже 100 лет живете?"

Поэтому, если ко мне в гости все же приедет Мария-Луиза, а к вам какой-нибудь Джон, Вальтер или даже Зураб, - свозим их в Заславль. Думаю, после этого им еще долго будет сниться наш край.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter