Чем страшнее, тем вкуснее?

Несмотря на запреты, «серая» торговля продуктами процветает

О том, почему, несмотря на запреты, незаконная торговля повсеместно процветает

Не зря говорят: есть спрос — будут и предложения. Нелегальные торговцы, несмотря на отсутствие дефицита на магазинных и рыночных полках, упорно не желают уходить с улиц и подворотен. Это явление вполне объяснимо: пока обыватели, стремясь сэкономить пару-тройку тысяч рублей, соглашаются рисковать здоровьем, покупая сомнительные по качеству продукты, будут процветать и те, кто греет руки на подпольном бизнесе.

…Одна знакомая рассказала, что у Полоцкого рынка в Витебске из-под полы можно по дешевке купить якобы, какой-то необычайной вкусноты колбасный сыр. Люди за ним, мол, сюда даже из близлежащих районов ездят. Попробовала она и меня угостить этим «деликатесом». Честно говоря, я не впечатлилась, ко вкусу румяного батончика явно примешивался какой-то искусственный компонент. Такое впечатление, что в результате синтеза химических веществ получен продукт «с ароматом колбасного сыра». По цене — примерно на 3—4 тысячи дешевле того же оршанского.

Зачем же давиться, простите за выражение, какой-то синтезированной гадостью, если есть свой, вполне приемлемый по цене, вкусный и натуральный продукт? Россияне регулярно атакуют витебские магазины, отовариваясь под завязку молочной, мясной, хлебо-булочной и иной продукцией, а мы в то же время ищем у них «эксклюзив»? Заинтересовавшись парадоксом, который до сих пор был мне неведом, отправляюсь на Полоцкий рынок. Местные «старожилы» охотно показывают «эпицентр» событий: нелегалы, доставляющие товар из соседней Смоленской области (благо дизель-поезд ходит регулярно, да и машиной 130 верст — не круг), тусуются аккурат напротив рынка. Их можно узнать по накрытым покрывалами тележкам.

Очень интересно… Осторожно вооружившись фотокамерой, наблюдаю за происходящим. У «контрабандистов», судя по всему, давно сложился свой круг покупателей, которые безошибочно направляются ровнехонько к неприметным торговкам и прямо из-под полы (в истинном значении этого выражения) рассматривают предлагаемый товар. Подхожу поближе и, честно говоря, не могу избавиться от приступа отвращения — из-под тележки, спрятанной под грязным одеялом, торчат лапы и объеденный лишаем хвост бродячего пса, придремавшего в тенечке. Рядом с его хвостом возвышаются рыбьи — сумка забита расфасованными по целлофановым мешкам свежеморожеными морскими деликатесами. На улице — плюс двадцать пять… Тем не менее дородная покупательница продолжает сосредоточенно копаться в продуктовом «секонд-хенде»…

Знаю, что руководство области и города не единожды принимало решения, направленные на ликвидацию в регионе незаконной торговли. Регулярно проводятся рейды, проверки, выносятся наказания. Да, по мнению специалистов, ряды «подпольщиков» явно поуменьшились, но они по-прежнему есть. Неужели настолько неэффективна сама система предупреждения правонарушений?

Как рассказал главный государственный санитарный врач города Николай Красовский, санэпидемслужба на сегодняшний день не имеет возможности в одиночку бороться с «нелегалами». Хотя не только на Полоцком рынке, но и в других микрорайонах города постоянно появляются «челноки» с сомнительным товаром, у нее нет прав. Соответствующие полномочия предоставлены налоговикам и милиции. Одни могут составить протокол о незаконной предпринимательской деятельности, другие — о торговле в неустановленных местах. Хотя стоит отметить, что и здесь не обошлось без парадокса — в нашем законодательстве нет четкого определения понятия «неустановленное место». Так что же все-таки грозит «бизнесмену», вину которого удалось доказать? Предупреждение или штраф до 100 базовых величин. Интересно, что максимальное наказание практически не применяется…

— У Полоцкого рынка по графику дежурим ежедневно, — рассказывает начальник управления контроля за организациями ИМНС по Железнодорожному району города Витебска Олег Бакевич. — Проблема в том, что не только мы знаем всех нелегалов в лицо, но и они нас тоже — «подстраиваются», как видите, под ситуацию, прячут товар в тележках, в машинах на стоянках. Тем не менее ведем постоянную кропотливую работу, для сбора доказательной базы осуществляем контрольные закупки и даже раздаем информационные листовки о процедуре легализации бизнеса. Конечно же, «конкурентами» недовольны и законопослушные предприниматели, арендующие площади в торговых рядах, уплачивающие налоги, получающие санитарно-гигиенические сертификаты. Стоит отметить, что раньше было проще бороться с «нелегалами». Мы вместе с милицией как грибы собирали стихийные торговые лотки по улицам, их владельцы незамедлительно направлялись в суд. Теперь же факта предложенного к реализации товара для привлечения к ответственности мало, в обязательном порядке нужна контрольная закупка. С начала года нашей инспекцией составлено порядка 50 протоколов на нарушителей. Только за первый квартал арестованы товар на сумму 42 миллиона рублей и два дешевых автомобиля. Что возят? Рыбу сырую и копченую, селедку, консервы, печенье, сыры, куриные окорочка, глазированные сырки, шоколад, чай, кофе и другие продукты. Даже блинчики замороженные с начинкой и те умудряются доставлять…

Да, действительно, наш народ не просто наивен и неприхотлив... Подскажите, какую характеристику найти для хозяйки, если та даже блины сама ленится испечь и предпочитает домашней и безопасной для семьи готовке покупку «заморских» полуфабрикатов-«контрабанды»? Вряд ли приятно будет пить чай с печеньем — в мое присутствие оно продавалось на улице из коробки, где прямо на виду у покупателей голуби «исследовали» содержимое…

— Сначала покупают, потом жалобы строчат, — отмечает начальник отдела оперативных контрольных мероприятий ИМНС по Октябрьскому району города Витебска Сергей Машканов. — То недоброкачественные консервы просят поменять, то тухлые яйца продавцу вернуть. Судя по отзывам, частенько качество дешевой нелегальной рыбки подводит... С начала года в общей сложности выявили 73 факта незаконной торговли на улицах, составили 44 протокола, 30 человек привлекли к ответственности, конфисковано товаров более чем на 1,8 миллиарда рублей, суммы возложенных штрафов превысили 35 миллионов рублей.

Наказание, как отмечает Сергей Машканов, не всегда останавливает. Кстати, недавно налоговики вместе с ОБЭП вывезли 200 килограммов рыбы из гаража одного из «предпринимателей». Обособленно «челноки» сейчас работают редко. Чаще это организованная сеть, но доказать ее существование сложно. Поставщик привозит большую партию товара, раздает своим реализаторам. Последние, в случае чего, все берут на себя — сами, мол, привезли, сами и продаем. Но если посмотреть на личности этих «продавцов», становится ясно: большинству из них уже, как говорится, нечего терять. Ни за каким товаром ни в какой Смоленск самостоятельно они не поедут, да и денег на закупку у них быть не может. В основном это так называемые асоциальные лица, которые перебиваются от пьянки к пьянке случайными заработками, официальной работы не имеют, штраф будут выплачивать годами по копейке. «Смягченное» законодательство вынуждает тех же налоговиков месяцами играть с такими нарушителями в «кошки-мышки». Поймал — не поймал, доказал — не доказал… Эти «игры» без ужесточения ответственности на законодательном уровне могут продолжаться очень долго. Удивительно, по мнению специалистов, только одно: как может здравомыслящий человек покупать продукты питания у подобных «продавцов»?

Этот вопрос после проведенного журналистского расследования еще больше стал интересовать и меня. Как оказалось, покупатель «халявы» совершенно не защищен ни от чесотки, ни от туберкулеза, ни от еще какой гадости, которую можно получить благодаря «вкусняшкам», прошедшим через десятки весьма сомнительных рук. Никто не гарантирует также качество молока или творога, купленных с рук, закаток, соленых огурчиков или домашних пирожных — трубочек со сгущенкой, продаваемых в людных местах доморощенными кондитерами с явно посиневшими от алкоголя лицами.

Кого винить в этом беспределе и кто обязан встать на защиту интересов (а точнее, здоровья и кошельков) граждан? За отсутствие порядка можно критиковать власти, контролирующие органы, суды. Но… Да те же сотрудники Витебского зонального центра гигиены и эпидемиологии с начала года всего лишь трижды принимали участие в совместных с налоговиками рейдах. Осуществление санитарно-гигиенических экспертиз — дело весьма затратное, тем более что вряд ли есть смысл проверять на этот счет товар «нелегалов». Во-первых, они не рискуют и партии продуктов на руках маленькие. Конфискованное легче утилизировать, чем исследовать. А во-вторых, покупатель ведь уже заранее знает, что, заключая сделку с «подпольщиком», он ставит под угрозу свое здоровье. Никто же не отправляет сегодня санврачей проверять содержимое мусорных баков или свалок на пригодность к употреблению, хотя никто и не запрещает человеку, вдруг почувствовавшему голод, пойти и порыться там в поисках съестного. Каждый сам отвечает за свои поступки…

На снимке: в окрестностях Полоцкого рынка идет торговля продуктами питания из-под полы….

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter