Чем страдают очень умные люди? Или 11 вопросов профессору Николаю Сороке

Несмотря на то что “прямая линия” профессора Николая Сороки прошла еще в минувшем месяце, в редакцию продолжают поступать вопросы читателей “Народной газеты” — слишком острой оказалась тема, поднятая на страницах издания. Сегодня ученый-клиницист отвечает на некоторые из них.

Мне 55 лет. Год назад  выходила из автобуса, и у меня что-то хрустнуло в коленном суставе. Легла в больницу, сделали хондропластику. Позже поставили диагноз: артроз тазобедренных суставов.

Наталья Николаевна

— После операции ваше колено должно было успокоиться, но, если оно продолжает болеть, значит, это связано с тазобедренным суставом, поскольку изменения в нем выражены, то может болеть и колено. Вам необходимо получить направление либо в областную больницу, либо в Минский диагностический центр на консультацию к ревматологу.


Болит коленный сустав, из-за которого я сильно хромаю. Была на приеме у ревматолога и терапевта.

Галина Валерьяновна, г.Солигорск

— Поскольку у вас болит только один сустав, необходимо показаться и травматологу. Возможно, есть повреждение мениска. Если травматологи скажут, что все в порядке, значит, вас должен лечить ревматолог. После лечения артроза на ранних стадиях заболевания сразу должно становиться легче. А коль вы лечитесь, а состояние не улучшается, возможно, есть какие-то повреждения внутри сустава.
Моему мужу 29 лет, он уже несколько месяцев лежал в больнице с диагнозом “реактивный артрит”. Ничего не помогает, к тому же у него высокий показатель СОЭ. Причину такого состояния не нашли. Теперь мы не знаем, куда обращаться.
— Вам нужно приехать в Минск. Причиной такого состояния может быть инфекция. А высокий уровень СОЭ связан с воспалительным процессом, который идет в организме.

Моей дочери 4 года. Несколько недель назад ей поставили диагноз артрит тазобедренного сустава. У дочки вывернулась нога во время сна, целые сутки она пролежала так, поскольку вернуть в правильное положение не смогли. Такой диагноз поставили врачи. Анализ крови у нее нормальный.

Нонна Николаевна, г.Минск

— Мне не очень нравится этот диагноз. Какой может быть артрит, если у ребенка это не отражает анализ крови? Все-таки покажите свою дочь детскому ортопеду-травматологу в Минском городском травматологическом центре. Там расположена кафедра травматологии Белорусского государственного медицинского университета, где работают опытные специалисты.

— У меня деформируются суставы. Врачи настаивают на операции. Есть ли гарантия, что все пройдет безболезненно?

Валентина Сергеевна ДУБИНА, Клецкий район

— Самое лучшее лечение в такой ситуации — это действительно операция, когда выкидывают отслужившее свое суставы и заменяют их на эндопротезы. А вот гарантировать, что не будет больно, никто не станет. Это не простая, а очень сложная операция. Но если она проходит удачно, тогда человек живет, не испытывая боли. Такие операции делают в Минской областной больнице. Но, насколько мне известно, там немалая очередь. Однако вопрос постановки на очередь решают только травматологи. Если без операции, то первое — ходить с палочкой, второе — каждый день принимать обезболивающие таблетки, к этим лекарствам иногда следует добавлять трамадол, который отпускается в аптеках только по рецепту врача. Его следует принимать вечером.

Показаны ли людям с больными суставами бег, занятия в спортивных залах?

Иван БОРОВИК, Минская область

— Вопрос этот при каждом заболевании суставов должен решаться индивидуально. Вряд ли человек с болями в суставах ног сможет бегать, но во многих случаях занятия на тренажерах весьма необходимы. К примеру, при остеоартрозе бег, подъемы тяжестей противопоказаны, но занятия на тренажере в положении лежа или сидя просто необходимы для укрепления мышц. Повторяю, в каждом конкретном случае правильный совет по физической нагрузке должен дать лечащий врач.

У моего мужа, ему 48 лет, подагрический артрит. Он пьет терафлекс. Хочу узнать, поддается ли подагра лечению?

А.К., Гомельская область

— Так вам повезло, потому что у вас умный муж. Дураки подагрой не болеют. Пожалуйста, приезжайте в Минск! Тут мы и разберемся, что у вашего мужа: подагра или другое заболевание? А вот терафлексом подагру не лечат. Пусть ваш муж сделает анализ крови из вены на мочевую кислоту. От показателей будут зависеть рекомендации. Кроме того, нужен общий анализ крови, общий анализ мочи. Только зная результаты, можно квалифицированно консультировать. Сразу скажу, что эта болезнь хорошо поддается лечению.
Я страдаю многоформной экссудативной эритемой.

Когда 6 лет назад я лежала в Витебске в больнице врач спрашивал, болят ли у меня суставы? Я сказала, что нет. А теперь они очень беспокоят. Есть ли спасение?

Галина Николаевна, г. Орша

— Дело в том, что врач интересовался другим: при наличии сыпи не всегда ставят диагноз “экссудативная эритема”, возможна и другая патология. Сегодня появившаяся боль в суставах с вашим давним заболеванием кожи не связана. У вас уже “износились” суставы, скорее всего, они болят из-за артроза. Постарайтесь уменьшить нагрузки, не ходите много, избегайте тяжелой работы, а еще принимайте препараты, уменьшающие боль, а также лекарства, улучшающие обмен в хрящевой ткани суставов: структум, дона. Кроме этого применяйте физиопроцедуры, натирания, компрессы.
 

Мне 50 лет, поставили диагноз остеоартроз III степени. Но в состоянии покоя я совершенно здоровая женщина. А вот когда хожу — во время работы мне приходится весь день проводить на ногах — возникают боли, начинаю хромать.

Елена, г. Горки

— Если все так, как вы говорите, то первое, что вам нужно сделать, так это поменять работу. Попытайтесь найти что-нибудь другое. Вам подойдет сидячая работа. Чем больше вы ходите, тем больше будет болеть и разрушаться сустав. Это большая проблема. Второй совет вы плохо воспримете, как и любая женщина: вам нужна палка-трость в руке, чтобы уменьшить нагрузки на сустав. Трость станет для вас “третьей ногой”. Мой третий совет: если у вас III стадия артроза, то лекарства вам мало чем помогут, и артроз будет прогрессировать. Поэтому в таких ситуациях делают операцию: меняют сустав на искусственный, и человек живет и работает, не испытывая боли. Такие операции делают в Минске.

— Моему отцу 72 года. Из-за больных тазобедренных суставов он передвигается маленькими шажками, опираясь на палочку. Даже шнурки развязать не может. Что делать? К операции отец пока не готов. Он пьет настойку сабельника и мучается от болей.

Анатолий Иванович, г. Минск

— В данном случае намного облегчить состояние лекарствами невозможно. Нужно или закрыть вопрос с операцией, или добиваться ее.
 

У меня ревматоидный артрит, 11 лет принимаю индометацин. Можно поменять это лекарство на другие препараты?

В.И., Минский район

— Не только можно, но и нужно! Ведь принимаемый вами индометацин — можно сказать, препарат позавчерашнего дня, с массой побочных эффектов. Вам необходимо попасть на консультацию в Минский городской диагностический центр на ул. Семашко, 8. Возьмите с собой направление из поликлиники. Судя по вашему рассказу, лечитесь вы мало и неправильно, поскольку не получаете лекарств, которые могут замедлить течение болезни. Индометацин лишь несколько уменьшает боль. Кстати, в диагностическом центре можно обследоваться и получить консультацию ревматолога платно. Скажу сразу, что болезнь у вас серьезная, поэтому забыть о ней вам не удастся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter