Чем сможем

В Беларуси появится Национальный фонд поддержки бизнеса

В Беларуси планируется создать Национальный фонд поддержки предпринимательства

Эта идея заложена в проект Концепции господдержки малого и среднего предпринимательства, представленной Министерством экономики на обсуждение общественности. После изучения документа все бизнес-союзы республики сказали новому документу «да», но предложили его серьезно доработать. Больше всего предпринимателей беспокоит, что основные усилия будут направлены на создание новой организации, в то время как необходимо поддержать уже существующую инфраструктуру. В Департаменте по предпринимательству Минэкономики утверждают, что работа фонда не исключает существование частных центров и даже, напротив, будет нацелена на их поддержку.

На самом деле малый бизнес в Беларуси не слишком избалован государственной поддержкой. По данным Минэкономики, в 2006—2009 годах Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей, областными администрациями и столичным горисполкомом было выделено Br 13,6 млрд. на реализацию 402 инвестиционных проектов. Принятый в 2009-м Указ Президента «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» придал процессу некоторое ускорение, и за последующие 2 года список пополнился еще 507 проектами, на которые затрачено Br 67,5 млрд. Между тем в Директиве № 4 прописано, что размер финансирования региональных программ должен составлять не менее 1 % от доходной части годовых бюджетов областей и города Минска. «Мы должны стремиться к этим суммам, но те объемы, которые сейчас закладываются, в разы меньше», — пояснил заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц.

В то же время представитель ведомства обратил внимание на другую проблему: даже имеющиеся ресурсы осваиваются не в полной мере. Например, в 2010 году использовано только 77,8 % предусмотренных средств, в 2011-м — 93,5 %. Более того, в областях сложились различные подходы к финансированию. Одни исполкомы размещают финансы на депозитах банков, чтобы те в свою очередь кредитовали малый бизнес. В других регионах акцент делается на таком инструменте, как субсидирование, и средства выделяются на конкурсной основе. Однако создаваемые для отбора кандидатов комиссии могут рассматривать заявки от месяца до полугода. Таким образом, практику поддержки бизнеса надо приводить к какому-то общему знаменателю, делают заключение специалисты.

Сама инфраструктура в Беларуси за последние годы выросла количественно, но не особенно прибавила в качестве. Сейчас в республике зарегистрировано 80 центров поддержки предпринимательства и 16 инкубаторов. «Практически все субъекты имеют очень узкую направленность и оказывают один-два вида услуг, — подчеркнул Петр Арушаньянц. — Более половины действующих инкубаторов просто сдают в аренду помещения, хотя должны предоставлять и комплекс различных услуг — бухгалтерских, юридических и других».

Основная задача Национального фонда — создать для предпринимателей такие условия, чтобы они могли получить всестороннюю поддержку по принципу «одного окна». И во многих странах такую функцию берет на себя государство через специализированные структуры, наделенные полномочиями и необходимыми финансовыми ресурсами, имеющие сеть представительств. «В концепции мы пришли к четкому определению инструментария — имущественная, финансовая, информационная поддержка, оказание образовательных услуг и развитие механизмов государственно-частного партнерства, — пояснил представитель Минэкономики. — Определены отдельные группы предпринимателей, которым нужно оказать особое внимание. Это сельская местность, семейный, женский и молодежный бизнес, производство, ориентация на экспорт, вовлечение социально незащищенных групп населения». Через фонд поддержки планируется скоординировать работу всей инфраструктуры поддержки предпринимательства, включая действующую, добавил Петр Арушаньянц.

Представители бизнес-союзов проект концепции досконально изучили и высказали свои мысли по этому вопросу. «Мы опасаемся, что создание фонда отвлечет большие ресурсы, но ничего нового не появится, — заявил председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. — Сегодня создана система союзов, она слабая и непостоянная, но нуждается в подпитке и развитии». По мнению предпринимателей, правительство должно только создавать условия для эффективного развития бизнеса, а больше полномочий следует предоставить местным властям. Кроме того, при создании новой структуры можно наткнуться на такую серьезную проблему, как кадровый голод. Бизнесу в Беларуси, особенно в регионах, сегодня остро не хватает квалифицированных экспертов по различным вопросам предпринимательства. «Да, создано много новых центров поддержки, инкубаторов малого предпринимательства, но ни один из них не самодостаточен финансово, интеллектуально, информационно, — подчеркнул Владимир Карягин. — Надо бы усилия приложить к координации деятельности всей этой системы». Один из аргументов не в пользу создания Национального фонда — в бюджете на 2013 год средства на него не предусмотрены, а это значит, что становление новой структуры начнется не раньше 2014—2015 годов. А именно в этот период, согласно Директиве № 4, должна быть реализована задача по значительному увеличению доли малого и среднего бизнеса в ВВП.

В целом руководители бизнес-союзов единогласно согласились, что Концепция господдержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси необходима. Однако, как свидетельствует опыт зарубежных стран, бюджетные средства должны направляться прежде всего в те ниши, которые по тем или иным причинам не могут быть заполнены частным капиталом, считают предприниматели. В связи с этим они ожидают, что в Беларуси будут формироваться экономические и организационно-правовые условия для активизации частного бизнеса. Речь идет о развитии частной собственности, гарантии защиты, обеспечении экономической свободы, внедрении механизмов саморегулирования. Необходимо также стимулировать самозанятость населения, вовлекать людей в создание новых бизнесов, поддерживать и обучать их основам такой деятельности. Кроме того, требует поддержки и деятельность уже созданных малых и средних предприятий, чтобы они могли расти и качественно развиваться. «Надо укрепить то, что есть, и это самое главное», — считает Владимир Карягин.

В Министерстве экономики поясняют: это первый вариант концепции, переданный на общественное обсуждение. «Мы будем максимально учитывать все предложения. Потребуется — соберемся, чтобы все обсудить, у нас есть поддержка и понимание, а отдельные нюансы мы совместно отработаем», — подытожил Петр Арушаньянц. Предполагается, что обсуждение проекта документа может продлиться несколько месяцев.

------------------------------------

В тему

Как показывает анализ, в Беларуси малый и средний бизнес еще не стал тем значимым сектором экономики, каким является в развитых странах. И его потенциал реализован не полностью. На 1 января 2012 года в налоговых органах республики состояло на учете 94,1 тыс. субъектов малого предпринимательства — юридических лиц. Их количество за 5 лет увеличилось более чем в два раза. На эту же дату в стране действовало почти 220 тыс. индивидуальных предпринимателей (рост по сравнению с 2006 годом на 14,3 %). Всего по итогам 2011-го в сфере малого бизнеса работало 18,4 % от занятых в экономике (в 2006-м — 15,4 %).

Несмотря на положительную динамику, вклад малого предпринимательства в экономику все еще незначителен. В 2011 году доля малых предприятий — юридических лиц в ВВП составила 15,7 %, в объеме промышленного производства — 11,8 %, в экспорте товаров — 34 %. В бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства поступило 27,8 % от всего объема платежей, контролируемых налоговыми органами. Вклад субъектов малого предпринимательства — юридических лиц в общий объем розничного товарооборота составил 27,4 % в торговле, около 23 % — в общественном питании, объем внешнеторгового оборота составил 29,6 % по итогам 2011 года.

Большая часть субъектов малого предпринимательства — юридических лиц сосредоточена в г. Минске и Минской области. Так, в столице работают 37,1 % организаций, на Минщине — 16,5 %, в Брестской области — 10,5 %, в Гомельской — 9,9 %, в Витебской — 9,3 %, в Гродненской — 8,5 %, в Могилевской — 8,3 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter