Приключения израильского портного, танец с объектами и сестры-предсказательницы: что смотреть на юбилейном фестивале театров кукол

Чем похожи куклы на людей

Завтрашним вечером театралы всех мастей готовятся признаться в любви театру кукол. Повод достойный: Минск встречает десятый, юбилейный, Международный фестиваль театров кукол. Живой и бескомпромиссный, способный довести до слез и гомерического хохота, где каждый спектакль — всегда событие и праздник, переплетающий детский и взрослый миры. В этом году, к слову, акцент сделали именно на возрастной направленности постановок: из 14 спектаклей всего две — для маленьких зрителей.

Заведующий художественно-постановочной частью Белорусского государственного театра кукол Андрей Кухаренко, актриса Любовь Клок  и актер Владимир  Грамович со своими подопечными готовы принимать гостей
ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА

Вместе с худруком фестиваля, главным режиссером Белорусского государственного театра кукол Алексеем Лелявским мы отыскали для вас самые настоящие сокровища: от работ, проверенных временем, до еще теплых премьер и заморских деликатесов. В качестве бонуса — причина включить эти спектакли в свой театральный маршрут.

Алексей Лелявский

Что: «Убю» (Кен–Фонсгрив, Франция)

Зачем идти: за смыслом

Когда: 18 мая, 20.00

Где: Республиканский театр белорусской драматургии

— Французские театры приезжают к нам достаточно часто, но компания Pupella–Nogues в Минске впервые. Сюжет о Короле Убю в европейском театре кукол имеет большую традицию: в 1960–е, например, гремела постановка «Король Убю» знаменитого Мишеля Мешке, изменившего своим спектаклем устоявшиеся представления об эстетике театра кукол. То, что предлагают нам французы, это очень современный и очень понятный спектакль, где свинство и наглость не переносятся в сферу догадок, а демонстрируются зрителю напрямую. Авторы задаются вопросом взаимоотношения людей и власти, исследуют пределы человеческих амбиций и смелости.

Что: «Быстро, но не слишком» (Барселона, Испания)

ФОТО KULTPROSVET.BY
Зачем идти: за хореографическим экстазом

Когда: 19 мая, 16.00

Где: Новый драматический театр

— Испанские кукольники на фестивале первый раз. Компания Zero en Conducta из Барселоны — проект, который исследует театр жеста и театр кукол с целью создания собственного визуального языка. Мы долго ходили вокруг да около, но никак не решались их пригласить. С одной стороны, этот спектакль — пантомима, с другой — танец с объектами. Это очень редкая форма в европейском театре, и именно поэтому мы все–таки остановили на них свой выбор.

Что: «Я, Сизиф» (София, Болгария)

Зачем идти: за классикой

Когда: 20 мая, 20.00

Где: Белорусский государственный театр кукол

— Еще один фестивальный новичок в этом году — Болгария. Вообще эта страна имеет глубокие традиции кукольного искусства, и эти традиции еще того, советского периода. В годы существования СССР два государства — Болгария и Румыния — задавали тон развитию всей кукольной индустрии. Сейчас выросло новое поколение создателей спектаклей, и то, что они делают, — очень специфично и интересно. Спектакль неновый, но его тема неизменно вызывает интерес у зрителей — вечное возвращение человека к своему «я». Ведь человеческая жизнь — это повторение одного и того же действия, предсказуемое движение по спирали. И эта цикличность заставляет нас задуматься не над смыслом, а над бессмысленностью жизни.

Что: Wanted Hamlet (Санкт–Петербург, Россия)

Зачем идти: за ответами

Когда: 21 мая, 18.00

Где: Театр им. Янки Купалы

— Россия на фестивале — гость любимый и частый, а театр Karlsson Haus известен у нас по прошлогоднему фестивалю и «Сказке про Ваню и загадочную русскую душу». На этот раз театр везет два спектакля: «Биографии» (их можно посмотреть 20 мая в Купаловском театре) и Wanted Hamlet по пьесе Марселя Кремера. Текст показался мне очень любопытным, хотя для нашего уха, возможно, он будет звучать слишком резко. Спектакль откровенно рассказывает о том, что происходит с молодыми людьми, которые вынуждены следовать тому пути, который выбрали их родители. К несчастью, иногда этот путь чреват убийствами и враждой — об этом еще Шекспир писал. Постановка — это рефлексия о сегодняшнем дне, политике, мире, в котором царствуют война и сила. И о нас, каждый день выходящих на бой с самими собой.

Что: «И он сказал...» (Тегеран, Иран)

Зачем идти: за надеждой

Когда: 20 мая, 18.00

Где: Белорусский государственный молодежный театр

— Третий новичок на нашем фестивале — Иран, где по сей день сохранились очень интересные традиции театрального процесса. Так, в Иране есть традиционный герой кукольного театра — Мубарак, что–то вроде нашего Петрушки. Если его показывают на площадях, рынках — собираются все, это очень любимый людьми персонаж. То есть традиционный кукольный театр жив в Иране по сей день, чего, например, нельзя сказать о нашей батлейке.

Вторая часть культуры — спектакли, которые делают молодые люди. И делают их в особой стилистике, что связно с менталитетом, традициями, своеобразным видением мира. Постановка «И он сказал...» — это в первую очередь работа с формой. О чем спектакль? О молодой женщине, которая пытается спасти своего мужа, приговоренного к смерти.

Что: «Портняжка» (Иерусалим, Израиль)

Зачем идти: за интригой

Когда: 19 мая, 12.00 и 14.00

Где: Белорусский государственный молодежный театр

ФОТО KULTPROSVET.BY


— Израиль приезжает к нам достаточно часто, а театральная компания The Train Theater была на самом первом фестивале. На этот раз они покажут историю о маленьком портном, который получает загадочное сообщение сшить к полуночи пальто. К назначенному времени он завершает свою миссию, но затем начинает происходить что–то невообразимое... Как всегда, израильский театр очень точно работает с детьми, прекрасно знает детскую психологию. Они очень востребованы во всем мире: так, из Минска труппа сразу едет на гастроли в Южную Корею.

Что: «Сестры Грайи» (Молодечно, Беларусь)

Зачем идти: за именем

Когда: 19 мая, 20.00

Где: Белорусский государственный театр кукол

— Наша страна может гордиться режиссерами, которые работают в театрах кукол — здесь нам завидуют все страны, и я нисколько не преувеличиваю или иронизирую. Александр Янушкевич, Олег Жюгжда, Игорь Казаков, Юрий Диваков, Евгений Корняг — кто это такие, объяснять никому не нужно. Каждый из этих режиссеров представит по одному спектаклю, многие из которых уже показывались в Минске. Исключение — свежая работа Жени Корняга «Сестры Грайи» для Минского областного театра кукол «Батлейка». Премьера была 13 мая, и спустя неделю мы показываем спектакль уже на нашем фестивале. Зрители познакомятся с сестрами Грайи, которые знают все о тайнах судеб. Однако понятия, связанные с фатумом, весьма туманны и плохо поддаются изучению человеческого разума и логики...

ЦИФРА «СБ»

За 4 фестивальных дня гостям покажут 14 спектаклей из 7 стран. Помимо спектаклей, в программе форума — музыкальные вечера, дискуссии с участием критиков и зрителей и мастер–классы.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter