Чем платишь за профессию

30 лет творческой жизни Александра Сокурова «Обожаю его дар медленного повествования, его способность окружать своих героев дыханием солнечной пыли», – с этого высказывания Тонино Гуэрры о Сокурове историк искусств Паола Волкова начала вечер. На сегодняшний день кинематографист снял около 50 игровых и документальных фильмов, хотя все в его творчестве складывалось «не благодаря, а вопреки» внешним обстоятельствам.

Сам режиссер, оглянувшись в прошлое, оценил его следующим образом: «Если бы я знал, чего мне это будет стоить, никогда бы не стал режиссером. Я не мог предположить, что режиссура заставит меня совершать рискованные поступки, платить за профессию качеством жизни, поставит под удар безопасность близких людей». Режиссер поведал, что находился под следствием, и только приход Горбачева к власти спас его от чувашского лагеря. «Теперь я считаю, что жизнь важнее искусства. Я не готов платить за него такую цену». Молодым людям сказал, что «сегодня доступность так называемой художественной деятельности преступно проста, и последствие этого – безответственность элиты, с которой никто ничего не спросит. Потому что здесь все братья и сестры связаны одними зарплатами, договорами, контрактами».
Сокуров сказал, что у него за спиной «не было никого», а к вершинам профессии вели его «совестливость и желание овладеть мастерством».
Но и теперь, с высоты мирового признания, режиссер говорит: «Всякое высокомерие пропадает, когда знаешь, что тебе надо вырыть колодец, и неизвестно, будет ли там вода. А в России роются особенно глубокие колодцы. Для мужчины здесь много работы». Он продолжает относиться к кинематографу как к очень молодому искусству. «В литературе и музыке для измерения качества произведения существует фактор времени. А кино – сырое тесто, и никто не знает, кто и когда бросил в него дрожжи и бросил ли. И все мы очевидцы того, как отвратительно стареют работы крупных режиссеров».
Для него режиссерский труд – тяжелая рутинная работа: «Нет другой профессии, где так удобно сослаться на невозможность работать в связи с внешними обстоятельствами. Множество способных людей именно так погибли для искусства». Все свои фильмы режиссер снял в крайне неблагоприятных условиях. Последнюю картину «Александра» сняли в Чечне за 28 смен.
Режиссером задумана постановка «Фауста» – четвертой части тетралогии о власти. Начало было положено «Молохом» – картиной о Гитлере, затем был «Телец» о Ленине и «Солнце» – о японском императоре Хирохито.
“Фильм с условным названием «Фауст» должен стать неким размышлением о цене того, что происходило и происходит с людьми в мире, – сказал Александр Сокуров. – Хотелось бы задуматься над тем, имеем ли мы право предъявлять свои претензии персонально Гитлеру, Ленину, Хирохито? А если виновником всех тех трагедий, что случались в разные времена, являлся собственно народ, переживавший колоссальный кризис? И общество само выталкивало вперед этих людей?» Режиссер уверен, что «Фауста» в современном прочтении не существует: «Проблематика произведения была четко сформулирована Гете, и если мы сможем понять ее в условиях исторического времени, то многое проясним для себя и в настоящем».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter