Чем пахнет старая шина?

Поджечь четвертной, чтобы найти двугривенный  под столом, — так оценили начинающийся в стране технологический эксперимент по сжиганию отслуживших автопокрышек в цементных печах участники научно-практического семинара...

Поджечь четвертной, чтобы найти двугривенный  под столом, — так оценили начинающийся в стране технологический эксперимент по сжиганию отслуживших автопокрышек в цементных печах участники научно-практического семинара. Его организовали Государственный комитет по науке и технологиям и Республиканская научно-техническая библиотека в ходе 3-й специализированной выставки «Управление отходами». Семинар узкопрофильный, а потому и выступающие, и аудитория – ученые институтов Национальной академии наук и университетов, специалисты предприятий, перерабатывающих отходы, темой владели в полном объеме.

Да, шины в цементной печи можно сжечь, и даже так, что ущерб природе будет нанесен примерно в тех пределах, что и при сжигании других видов топлива. Так утверждают авторы проекта по сжиганию шин на ОАО «Красносельскстройматериалы». Но разумно ли это с экономической точки зрения? В свое время, когда в США и многих западноевропейских странах пошли по такому пути (от которого сейчас сами отказываются, но любезно предлагают его нам), альтернативы сжиганию действительно не видели. Почти ничего не было известно и о воздействии на организм человека высокотоксичных химических соединениях, попадающих в атмосферу с дымом. 

Но сегодня появились экологически чистые технологии переработки изношенных шин, которые позволяют получить из этого вторсырья продукцию, во много раз более ценную, чем природный газ, сэкономленный за счет уничтожения в огне старой резины. 

Такие технологии, проверенные и обкатанные в производственных условиях, есть не только за океаном, но и у нас в республике. Более того, из-за рубежа нас просят ими поделиться. Что мы, кстати, и делаем. А сами тем временем отправляем свои изношенные автопокрышки в цементную печь и преподносим это как  достижение! 

— Из твердых промышленных отходов, в том числе из автомобильных шин, мы можем с помощью разработанного нами и запатентованного в некоторых странах метода парового термолиза получать технический углерод и нефтепродукты, — говорит заведующий лабораторией теплообменных процессов и аппаратов Института тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова Национальной академии наук Беларуси доктор технических наук Геннадий Журавский. — У нас уже несколько лет эксплуатируется опытная мобильная установка, которая позволяет перерабатывать 4 тысячи тонн автомобильных покрышек в год. Контракт на поставку такого оборудования заключен с французским предприятием концерна «Эйрбас», есть также предложение из США (штат Калифорния) о покупке нашего оборудования, и мы вскоре повезем его туда на расширенную демонстрацию. На базе мобильной установки нами разработан завод по переработке отходов производства резиновых изделий, который был построен на Тайване. Предприятие производит высококачественный углеродный сорбент для очистки воды, который идет нарасхват. Кстати, технические условия на этот сорбционный материал мы год назад подали в наше Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, и до сих пор не можем получить ответ. Россияне же, например, в этом вопросе проявили оперативность, быстро выдали все необходимые документы и будут строить такой же комплекс на территории НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках. 

Проект не менее интересного комплекса, в котором используется проверенный на опытно-промышленной установке метод термодеструкции, продемонстрировал и профессор кафедры «Мосты и тоннели» Белорусского национального технического университета доктор технических наук Генрих Ляхевич. По замыслу это должно быть мощное производство, способное перерабатывать до 50 тысяч тонн старых шин в год, из которых будет вырабатываться технический углерод и извлекаться металлический корд. Срок окупаемости — до двух лет, чистая прибыль при выходе на проектную мощность — 50 миллионов долларов в год. Дело лишь за «малым» — найти 1,5 миллиона долларов на создание промышленной установки. 

Но если решение проблемы, предложенное БНТУ, находится на стадии проекта и требует финансовых вложений, то гродненское СООО «Научно-производственная группа «Экологическая альтернатива» вот уже 10 лет занимается переработкой шин, которые превращает в резиновые гранулы. В прошлом году было переработано 4 тысячи тонн автопокрышек, в этом планируется довести цифру до 6 тысяч. Под эти объемы уже сформирован портфель заказов. Резиновые гранулы, полученные методом низкотемпературного дробления, предприятие не только продает, например, производителям кровельных материалов, но и само изготавливает из них востребованную на рынке продукцию. Это спортивные снаряды, наливные бесшовные покрытия для стадионов, резиновые полы для животноводческих ферм. Есть планы совместно с дорожниками заняться модификацией асфальтобетонных покрытий резиновой крошкой, которые благодаря такой добавке становятся не только гораздо долговечнее, но и дешевле, чем при использовании картона, применяемого сегодня для повышения долговечности дорожного полотна. 

Если тонна сожженных в цементной печи шин экономит природный газ примерно на 100 долларов, то тонна резиновой крошки стоит у нас 1,3 миллиона белорусских рублей, а в России, например, около 800 долларов! Продукция, произведенная из нее, стоит, естественно, еще дороже. И это только если посчитать прибыль от использования резины. Но есть еще и синтетический корд, который отделяется при переработке и превращается в «пух», используемый в качестве наполнителя тех же резиновых и пластмассовых изделий, при производстве спортивного оборудования. Есть и высококачественный металлический корд, который гродненское предприятие исправно извлекает и… выбрасывает на свалку, так как, увы, не имеет права сдавать металлолом. И это, убеждены предприниматели, не меньший абсурд, чем сжигать шины. 

И если уж мы снова вернулись к больному вопросу — сжиганию, то уместно было бы привести еще одну цифру. Занимаясь переработкой, «Экологическая альтернатива» ежегодно платит еще и налогов в казну 2 миллиарда рублей. Это же сколько газа можно купить на эти деньги!  

Есть большая опасность, что сжигание, если к нему действительно перейдут в полном объеме (30 тысяч тонн в год при ежегодном накапливании в республике 25 тысяч тонн старых автопокрышек и отходов их производства), подомнет под себя и уничтожит все остальные, более выгодные способы использования изношенных шин. Ведь ресурсы этого сырья, как видим, не беспредельны, а в условиях, когда автотранспортные и другие предприятия буквально обязали сдавать покрышки на цементные заводы, и процесс только начался, в тяжелое положение уже попали те, кто занимается переработкой. 

Главный инженер бобруйского ОАО «Шиноремонт» Виталий Садовников подтвердил, что ситуация стала критической. Если раньше это предприятие, способное восстанавливать 53 тысячи шин грузового ассортимента в год, было загружено работой, то сегодня производственные мощности используются всего на 5–6 процентов. У бывших заказчиков теперь аврал. Им не до восстановления, если доведен план на бесплатную сдачу шин в качестве топлива. А ведь восстановить протектор шины — значит сэкономить большие деньги. Этим никогда не пренебрегали рачительные хозяева, и занимаются сегодня даже самые состоятельные автовладельцы за рубежом. 

Что тут еще скажешь? Экономика должна делаться экономическими методами. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter