Чем пахнет музыка

О рекламе
Разве музыка пахнет? Еще как! Хорошо или не очень — отдельный вопрос. Сейчас докажу.

Ругать телерекламу — уже дурной тон. Но именно этот рекламный блок почему–то вызывает особенно резкое, на уровне подсознания, раздражение. Несколько сюжетов на одном из телеканалов идут подряд, один за другим... «Закачай» мелодию!» — вопит мужской фальцет. «Закачай» мелодию по–новому!» «Закачай» игру!» «Если вы хотите «скачать» аудиошутку...» — и так далее.

Странная реклама: не товары, не продукты, не серьезные услуги, а какая–то чепуха. Неужели и это покупают, неужели у нас столько бездельников? Впрочем, не мне решать: если есть предложение, то есть и спрос. Нет, раздражает не это. И не назойливая агрессивность: почти вся реклама вопит, мужскими или женскими голосами, соло или хором, бессвязно или в рифму...

Я решил разобраться, почему именно этот блок мне особенно неприятен. Подсказку дал экологический катаклизм. СМИ сообщают: «Выкачаны остатки топлива из танкера, расколовшегося во время шторма в Керченском проливе...»

Ведь качают что? Жидкость, субстанции: воду, нефтепродукты, фекальные массы, наконец. Ладно, «качать» игру или шутку — еще куда ни шло. Но музыку–то слушают! Ею наслаждаются. Она звучит. Чтобы подчеркнуть нежность мелодии, иногда говорят: льется. Это образ. Теперь надо понимать буквально: что льется — то и жидкость. Качай! Наливай!

Кстати, реклама в сервисных центрах телеоператоров так и звучит: «Заливка мелодий». Хрен редьки не слаще! Заливают, например, бетон или тот же бензин. Словом, сработал обратный ассоциативный эффект. Реклама отсылает сознание не к музыке, а к запахам, резким и малоприятным. Что заливают, то и пахнет.

Разбираюсь дальше: почему так случилось? Сленговые словечки «качать», «скачать», «закачать» (мелодию, диск, фильм, программу...) придумали, понятно, юзеры. Но вместо того чтобы обретаться в их специфическом лексиконе, жаргонные термины нагло вылезли на массовую аудиторию. Подобно вирусу заразили всех. И вот итог. Слышишь о музыке, а думаешь о насосах, помпах и прочем сантехоборудовании...

Стоп! При чем тут юзеры и телереклама? Строго говоря, винить следует... язык, который принято называть «великим и могучим». Мне он родной, я его люблю, но иногда посещают крамольные мысли...

Play — всем знакомая надпись на панели бытовой техники. Плэй — один краткий слог. А если по–русски? Вос–про–из–ве–де–ни–е. 7 слогов: длинно, долго! А время — деньги. У кого больше мегабайтов за миллисекунду, тот и в прибылях. Русский язык, выигрывая в полутонах, уступает в информативности.

И где, скажите, его богатство применительно к нашей теме? Если не «закачать» мелодию», то как сказать иначе? «Переписать в мобильный телефон»? Коряво и опять же длинно. В русском языке музыку почему–то «записывают» — как номер телефона в блокнот. Других синонимов нет!

Поэтому я, ценитель изящной словесности, иногда сатанею от иноязычных неологизмов: чатов, блогов, рингтонов... С другой стороны, на месте этих «перекачек» и «заливок» предпочел бы мелодичный английский аналог — как «плэй» вместо «воспроизведение». Чтобы звучало нежнее, респектабельнее. Сам себе противоречу! И, похоже, напоминаю тех раздраженных старцев, которые всегда недовольны всем.

Так, совмещая дедукцию с геронтологией и лингвистическими упражнениями, прихожу к единственно возможному выводу. Что делать? Да ничего! Жизнь вообще–то не обязана являть нам исключительно наслаждения. В ней много и раздражающих явлений и вещей. С одними следует бороться, другие надо просто терпеть, принимать философски. Тем более что рекламы (как и языка, и музыки) от моих умозаключений никак не убудет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter