Чем ниже — тем лучше!

Со вчерашнего дня ставка рефинансирования Нацбанка составляет 10 процентов годовых...
Со вчерашнего дня ставка рефинансирования Нацбанка составляет 10 процентов годовых. Так низко этот показатель никогда не опускался. Сегодня даже сложно представить, что в конце 1994–го ставка была целых 480 процентов. Потом ее колебания напоминали аттракцион «американские горки»: сначала вниз, затем снова вверх и наконец с 2001 года уверенно вниз. Неплохо бы разобраться, что нам сулит нынешняя «остановка». Каковы перспективы вкладчиков, заемщиков и что стоит за «продолжающимися тенденциями общеэкономической и финансовой стабильности» (именно так в Нацбанке обосновывают понижение базовой ставки)?

Начнем с последнего. Известно, что ставка рефинансирования — своего рода маяк, указывающий коммерческим банкам, в какую сторону изменять процентную политику. Иначе говоря, огласив «10 процентов», Нацбанк просигнализировал: вот тот уровень, который позволит «отбить» инфляцию и заработать прибыль. Выдавая кредиты по более дешевым расценкам, можно прогореть...

Снижение ставки напрямую зависит от того, как изменяются ценники в магазинах. По сведениям Минстата, индекс потребительских цен у нас стабилен как никогда ранее. За январь — август товары и услуги подорожали всего на 4,4 процента. Ожидается, что до конца года инфляция не превысит 6 — 8 процентов. Не вступая в полемику с профессионалами из Министерства статистики, замечу как потребитель: цены на некоторые товары и услуги растут намного быстрее, чем «в среднем по больнице». Примерно в полтора раза подорожало за последние недели подсолнечное масло. Ощутимо поднялись цены на сыры, хлеб, пиво, бензин, аренду жилплощади... Возможно, все это отразится в статсводках за сентябрь? Хотя навряд ли инфляция покинет плановый «коридор». Если бы такая вероятность была, не думаю, что расчетливые банкиры понижали бы ставку. Предварительные данные по ценам за прошлый месяц в Нацбанке, скорее всего, уже есть...

Теперь о плюсах и минусах снижения ставки рефинансирования. В ближайшее время коммерческие банки должны опустить проценты по депозитам и кредитам.

Вкладчикам это не то чтобы на руку. Их деньги будут расти медленнее. С другой стороны, Нацбанк уверяет, что банковские депозиты остаются привлекательными. С этим не поспоришь. Правда, владельцы крупных сумм скорее предпочтут банковскому вкладу покупку недвижимости. Если рост цен на квартиры продолжится в том же темпе, что и сейчас, то прибыли, которые можно «стричь» с жилищного рынка, по сравнению с банковскими процентами окажутся сказочными.

Впрочем, если сбережения невелики, то их, полагаю, лучше всего отложить на депозит. Иных вариантов не вижу. Рынок акций? Он у нас только–только становится на ноги... А банковский вклад все же способен принести определенный доход. При этом лучше откладывать деньги в рублях, чем в долларах. Проценты по вкладам в национальной валюте чуть выше по сравнению с валютой иностранной. А курс рубля к доллару фактически не меняется.

Что касается евро, то за последний год он заметно вырос. И те, кто доверил европейской валюте год назад, выиграли за счет курсовых колебаний. Но игроки валютного рынка не рекомендуют покупать деньги, стоимость которых бьет рекорды. «Акулы капитала», судя по всему, уже сняли сливки с подорожания евро. Дальше может последовать его плавное снижение...

Что же касается заемщиков, то их не может не радовать снижение базового показателя Нацбанка. Правда, возникает вопрос: почему на фоне рекордно низкой инфляции ставки по кредитам на жилье и потребительские нужды сегодня так высоки: 14 — 18 процентов? Может, дело в том, что на нашем финансовом рынке конкуренция гораздо слабее, чем, например, в странах Балтии, где банки уже сегодня воюют за доли процента? Или же банкиры банально перестраховываются?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter