Чем меньше читают, тем больше пишут на заборах

Николай Чергинец: «Без хороших книг мы не вырастим достойное поколение»
С Болгарией у нас, белорусов, давние дружеские связи. В том числе (а может, в особенности) — в литературе. Даже в разломную нынешнюю эпоху, когда утрачивается интерес к культуре вообще, когда процветает литература коммерческая, в Болгарии не переставали переводить и издавать белорусских литераторов, проводить литературные фестивали и международные встречи... Недавно писатели из 20 стран собрались в Софии, чтобы поговорить на тему «Сила и слабость слова — 60 лет спустя после последней мировой войны». От Беларуси на высокий форум был приглашен известный писатель, председатель белорусского Литфонда и сопредседатель Международного литфонда, он же — политик, председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Николай Чергинец.

— Побывав на этой встрече, я понял, что, несмотря на катаклизмы, которые сотрясают Европу, есть творческие люди, стремящиеся к единению и гармонии, — рассказывает Николай Иванович. — Просто мы мало знаем друг друга. Я говорил о том, какую цену заплатил белорусский народ за победу в Великой Отечественной войне. Уверен, что многие слышали об этом впервые. Во всяком случае, в кулуарах ко мне подходили, переспрашивали, правда ли, что в Беларуси погиб каждый третий?.. Тема войны не случайна в нашей литературе. Писатели понимают, что своим творчеством могут посодействовать тому, чтобы народ больше не столкнулся с такой страшной бедой. Было время, когда в Союзе белорусских писателей насчитывалось более 300 ветеранов. Сейчас их 37. Мы по мере сил стараемся оказывать им содействие. Забота Президента, забота местных органов власти помогает решать вопросы помощи ветеранам. Во время своего выступления на встрече в Софии я рассказал о серии программ на Белорусском телевидении о наших писателях–фронтовиках. Говорил и на больную тему — о попытках обелить фашизм. Слово писателя в защиту истины должно быть сильным словом.

По количеству интервью, которые пришлось давать, по интересу участников можно судить, что мое выступление получилось. При том, что рядом были фигуры, обычно привлекающие внимание. Например, Евгений Евтушенко, который вместо положенных 15 минут говорил по крайней мере в три раза больше и в основном делился впечатлениями от своих зарубежных поездок. И это оказалось никому не интересно...

— Наверное, у вас была возможность узнать о том, как живут сейчас писатели в других странах?

— Все отмечали, что писателям стало труднее жить. Меньше возможностей, прежде всего в материальном плане, для творчества. Но звучала и другая нота. Что сейчас нет того уважения к книге, которое было раньше. В частности, украинский писатель Иван Драч заметил, что молодежи сегодня не нужна книга. Я не удержался от реплики: «Чем меньше читают, тем больше пишут на заборах».

— И каковы же прогнозы, будет ли жить книга?

— Я в этом не сомневаюсь. Как ни парадоксально звучит, но одновременно писатели из всех стран отмечали, что интерес к литературе возрастает. Но вопрос — к какой? Разумеется, нужны и детективы, и психологические романы, и драма, и рассказы для детей. Но нельзя позволять появляться литературе, прославляющей фашизм.

— И как же поднять престиж литературы?

— Наверное, уважение к литературе должно появиться через призму уважения к писателям. И об этом должны позаботиться сами писатели. Оставить свои амбиции и не заниматься конфронтацией. Творческий человек должен думать прежде всего о творчестве. Помня, что слово — тяжеловесный товар, писатель должен очень осторожно пользоваться им там, где дело касается политики. Нельзя призывать к распрям.

— Но ведь исконное предназначение писателей — отражать в своем творчестве самые больные проблемы общества. Быть гласом народа...

— Да, на встрече в Софии мы много говорили об этом. Писатели должны откликаться на злобу дня. Актуальных тем множество. Терроризм... Торговля женщинами... Наркотиками... Главное, что слово писателей должно служить добру.

— В недавнем интервью нашей газете поэтесса Раиса Боровикова говорила о том, что для поддержки литературного процесса необходимо ввести систему самых разных премий и грантов, чтобы каждое талантливое произведение было замечено...

— Действительно, чем больше знаков внимания к литераторам, особенно молодым, тем больше стимула их творчеству. Государственные, «большие», премии получают единицы. Так пусть молодой литератор получит какую–то грамоту, приз, небольшую премию... Главное, чтобы понял, что он что–то значит для народа. Можно пригласить его в библиотеку, на встречу с такими же молодыми читателями... Надо подумать об организации конкурсов. Должна действовать «пирамида»: когда начинающего писателя отмечают вначале на каких–то локальных конкурсах, потом — на более высоких. Я тоже мог бы организовать премию, скажем, за лучший детектив. И еще очень большая проблема для писателя — издаться. Хорошо бы, чтобы каждый писатель имел право хотя бы раз в три года издать бесплатно свое произведение. Но только значимое! Чтобы незаангажированная комиссия, в состав которой входили бы талантливые, авторитетные люди, рекомендовала то или иное произведение к публикации. Причем рассматривать нужно и ту литературу, которая издается на спонсорские деньги. Ведь не каждая рукопись достойна превратиться в книгу. Вот некоторые издают тома о самих себе, великих. Я тоже мог бы издать книгу о самом себе. Есть богатая биография, масса интересных фотографий — с самыми известными людьми мира. Но мне такой саморекламой заниматься противно... Ну и, разумеется, литературе нужна реклама.

— К сожалению, реклама белорусских книг, скажем так, слишком уж незаметная. При этом везде рекламируется так называемая бульварная литература.

— Считаю, нужно восстановить «Литературный час» на телевидении. Ввести в газетах рубрику «Колонка литератора». Чтобы во всех изданиях звучала литературная критика, подсказывая читателю, что вот есть такая хорошая книга. Важная форма распространения книг — когда они закупаются за государственный счет в библиотеки. Но я убедился, что новые белорусские книги до библиотек не доходят. Здесь должна быть государственная поддержка и контроль. Ведь литература — это воспитание добра. Именно литература должна воспитывать молодежь, чтобы не было таких случаев, какой я описываю в книге «Сыновья». Молодой сосед терроризирует мать погибшего «афганца», своего ровесника, потому что хочет по дешевке купить принадлежавший погибшему мотоцикл... Без хороших книг мы не вырастим достойное поколение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter