От дизайна до экологии: что предлагает система дополнительного образования для детей

Чем детям заняться после школы

Не в танцах — так в рисовании, не в спорте — так в экологии... Творческое начало есть у всех, главное — вовремя его обнаружить и создать благодатную почву для развития. Что предлагает система дополнительного образования?

Фото Алексея Вязмитинова

С учетом будущей профессии

«Бизнес-английский», «Экономика туризма», «Основы менеджмента»… Нет, это не учебное расписание третьекурсников экономфака, а названия объединений по интересам для учащихся средних классов. Удивляться не стоит, потому что сегодня творчество вышло за рамки привычных песен-плясок-рисования. Дети с дошкольного возраста пробуют свои силы в самых неожиданных направлениях — от дизайна до экологии. 

Заместитель директора по инновационной деятельности Минского государственного дворца детей и молодежи Ирина Томашевская рассказывает:

— С 22 августа по 4 сентября у нас проходит рекламная акция по набору детей в объединения по интересам. Традиционно в эти дни самая активная запись. На мастер-классах, мини-концертах, презентациях дети и родители могут вживую увидеть потенциал тех или иных занятий, пообщаться с педагогами.

Впрочем, запись в объединения идет и по телефону. 

В этом году мы планируем открыть порядка 700 кружков, которые будут посещать около 8000 детей, — делится Ирина Томашевская. — Вот уже несколько лет среди самых популярных у нас направлений  — робототехника, программирование, информация и реклама. Дети с удовольствием занимаются в объединениях, где упор сделан на пользовании мессенджерами и соцсетями, изучают блогинг, SMM, телевидение. 

При создании учебных программ и открытии новых объединений учитываются тренды нынешнего дня, привлекаются молодые специалисты. 

 — Активно развиваются кружки экологической направленности. Хорошее подспорье в этом плане — живой уголок «Питомец», где нашлось место и змееподобным, и черепашкам, и кроликам. На договорной основе мы работаем с Минским зоопарком: животные требуют постоянного ухода, прививок, осмотров, — поясняет Ирина Томашевская. — Дети учатся бережному отношению к животным, углубляются в биологию. 

Фото  БЕЛТА

Возраст не имеет значения

Большая часть кружков и студий на базе столичного Дворца детей и молодежи работает бесплатно. Причем занимаются в них не только минчане, но и жители близлежащих к городу деревень. Что касается платных занятий, то их стоимость варьируется от 40 до 80 рублей в месяц. Как формируется цена? Есть постановление Совета Министров от 19 июля 2013 года № 641 «О внебюджетных средствах бюджетных организаций». По сути, стоимость услуг основывается на плановых затратах на ведение занятий, установленных законодательством, налоговых и неналоговых платежах и прибыли. 

Кроме того, по Кодексу об образовании дошкольники могут получать дополнительное образование только на платной основе. Исключение — занятия народным творчеством, которое представляет особую важность для нашей нации.  

— Школы раннего развития детей пользуются особой популярностью: родители приводят на занятия даже 2—3-летних малышей, — обращает внимание Ирина Томашевская. — Наш центр получил грант Мингорисполкома на реализацию проекта по эмоциональному интеллекту. Довольно актуальная тема. Не секрет, что адаптация в новых коллективах у детей не всегда проходит гладко. Как научиться контролировать свои эмоции, но при этом не держать все в себе, как выстроить доверительные отношения на уровне «ребенок — взрослый»? Помогаем родителям и детям ответить на эти вопросы. 

Грамотное решение

При выборе занятий для ребенка важно учитывать не только его желание и наличие свободного времени, но и другие важные факторы.

♦ Расположение. Чем ближе к  дому, тем лучше. Именно поэтому кружки на базе школы или территориальных центров творчества — всегда хороший вариант. Если добираться на танцы или рисование придется через весь город, важно продумать грамотную логистику. Не будет ли кружок в ущерб учебе в школе? Сможет ли ребенок доехать домой сам, если у родителей не получится его забрать? 

♦ График. Если после уроков ребенок тут же бежит на кружки, а домой возвращается затемно и не успевает выполнить домашнее задание, это повод пересмотреть расписание. Кружки должны помогать отвлечься от школьных занятий и раскрывать таланты, а не наоборот. Наличие перерывов обязательно. 

♦ Ресурсы. Не стоит забывать, что многие занятия требуют инструменты, снаряжение, форму. Костюмы для танцев, кисти и краски для рисования, спортивная одежда — об этом необходимо помнить при планировании семейного бюджета. 
Марина Васько, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке:

— Белорусская модель дополнительного образования берет свои истоки в советской системе. Тогда был наработан прекрасный опыт организации досуговой деятельности детей и молодежи. Но наша система дополнительного образования постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями времени, учетом потребностей регионов. Оптимизируются существующие виды учреждений допобразования, открываются объединения по интересам с учетом востребованности у ребят, внедряются новые программы. Именно на базе учреждений дополнительного образования реализуется значительная часть социальных, культурных, спортивно-массовых мероприятий, акций, проектов, работают детские досуговые площадки и профильные лагеря.

По информации Министерства образования, в прошлом учебном году в 32 197 объединениях по интересам занимались 391 706 детей, то есть каждый третий учащийся системы общего среднего образования. 

Важнейшей задачей дополнительного образования является не только обучение и развитие детей, но и воспитание гражданина. Так, Республиканский центр экологии и краеведения совместно с партнерами обеспечивает деятельность единой информационно-интерактивной платформы по патриотическому воспитанию «Патриот.by».

Молодежный патриотический центр работает в Брестской крепости-герое. Инициативу по его созданию поддержал Президент. Накопленный там опыт планируется активно транслировать и внедрять в других областях и городе Минске. В тесном взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи организована работа военно-патриотических клубов на базе воинских частей. 
kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter