Человек-университет

Евдоким Романов

На днях провел небольшой эксперимент. У друзей и знакомых интересовался, какой, по их мнению, Романов сыграл наиболее значимую роль в судьбе Могилева. Одни с ходу называли последнего российского самодержца Николая II, Ставка которого была в нынешнем областном центре. Другие говорили о командире 172-й стрелковой дивизии, героически защищавшей Могилев в июле 1941-го, Михаиле Романове - его именем названа одна из улиц города. Но никто, к сожалению, даже близко не вспомнил о Евдокиме Романове - археологе, этнографе, историке, фольклористе, антропологе, педагоге. Жаль, что об этом человеке, с 1895 по 1906 год жившем в Могилеве, многие из нынешних горожан толком и не знают. Хотя, как мне кажется, Евдоким Романович заслуживает большего к себе уважения...


Родился Романов в 1855 году в многодетной семье. Отец его рано ушел из жизни. У матери же не хватало средств, чтобы обеспечить достойную жизнь своим чадам. Хотя вступительные экзамены в гимназию Евдоким сдал с блеском, учиться в этом заведении ему не удалось. Все из-за элементарной нехватки средств в семье. Романов все науки изучал самостоятельно. Позже он просто сдал гимназический курс, да еще окончил курсы учителей истории и русского языка. И все... Никаких университетов Евдоким Романович не оканчивал. Но, будучи "всего лишь" инспектором народных училищ, смог войти в научную элиту Российской империи. Ведь именно Романов первым начал изучать заселение Белоруссии человеком в эпоху палеолита. Именно его перу принадлежат первые методические рекомендации по археологическим раскопкам курганов, проведению разведок. За свои работы ученый награждался многими медалями и премиями. И полученные деньги тратил на новые публикации, чем крайне была недовольна его супруга.


Сегодня о Евдокиме Романове в Могилеве напоминает на первый взгляд очень малое: мемориальная доска на стене областного краеведческого музея (получившего, кстати, недавно имя ученого) да Романовские чтения, каждую осень проходящие в Могилевском государственном университете. Хотя, если разобраться, есть и нечто иное, пусть и опосредованно, но связанное с именем исследователя.


Подхожу к киоску "Союзпечати" и вижу в продаже очередной номер "Могилевских ведомостей". Эта областная газета - преемница той, которая издавалась еще до революции, - "Могилевских губернских ведомостей". И в ней Романов был редактором отдела. Именно благодаря Евдокиму Романовичу приложением к газете стали публиковаться материалы по истории, этнографии, фольклору Могилевщины. Все это позже было издано отдельным трехтомником "Могилевская старина", которым до сих пор пользуются ученые.


Хотя в книжных магазинах работы Романова увидишь вряд ли, тем не менее напоминание об ученом есть практически в любой торговой точке, торгующей литературой. Сам недавно узнал, что сборники белорусских народных сказок появились на свет именно благодаря могилевскому ученому. И то, что мы когда-то читали детям, в какой-то степени принадлежит перу Романова. Кстати, собирал фольклор он достаточно своеобразно. Ехал по деревням не как иные исследователи - в бричке, одетые по-городскому. Наоборот, старался "внедриться" в окружение. Поэтому напяливал на себя мужицкую одежду и старался стать крестьянам своим. Именно благодаря изысканиям исследователя мы знаем, например, что у дрибинских шаповалов когда-то существовал свой тайный язык.


Собирая фольклор, Романов жалел, что нет у него звукозаписывающего аппарата, дабы донести до потомков звучавшие в деревнях песни, что называется, в оригинале. Тем не менее именно Романов первым начал записывать не только тексты песен, но и ноты, сохранив тем самым мелодику народных произведений.


Именно благодаря Евдокиму Романову в деревне Лесная Славгородского района появилась церковь - к юбилею победы петровского оружия над шведами. Чтобы, как говорят сегодня, реализовать этот проект, Романову пришлось немало походить по чиновничьим кабинетам. Евдоким Романович создал и первый музей на Могилевщине - церковно-археологический, став основоположником музейного дела в губернии.


Умер Романов в 1922 году в Ставрополе - от голода. Зная, что ученый испытывает материальные трудности, к нему был направлен сотрудник Наркомпроса БССР, перед которым стояло сразу две задачи: помочь Евдокиму Романовичу деньгами и привезти его в Беларусь. Увы, сделать этого не удалось: приехавший увидел лишь могильный холмик...


В Могилеве дом Романова стоял неподалеку от одной из церквей. И когда люди знали, что ученый накануне засиделся за работой глубоко за полночь, то накануне службы в колокола не били - так сильно было уважение к Романову среди горожан. Сегодня же в дополнение к имеющейся мемориальной доске в городе можно было бы поставить хотя бы бюст ученого, назвать его именем улицу или переулок. Но, как говорят специалисты, самым лучшим памятником Романову стало бы переиздание его работ, часть из которых вообще не публиковалась - до сих пор хранится в рукописях библиотек и архивов Украины и Литвы...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter