Человек создан для полета

Об этом в очередной раз талантливо напоминает спектакль белорусского Национального академического театра им. М. Горького «Пане Коханку»

Об этом в очередной раз талантливо напоминает спектакль белорусского Национального академического театра им. М. Горького «Пане Коханку»

Под занавес сезона в театральной жизни Беларуси прошло два ярких события, безусловно, порадовавших белорусских поклонников Мельпомены. В начале июля в культурной столице Беларуси 2012 года – городе Несвиже – завершился первый форум профессиональных театров Беларуси «Театр Уршули Радзивилл». Сценические подмостки знаменитого Радзивилловского замка, вновь ожившие после почти двухсотлетнего перерыва, собрали деятелей белорусского театрального искусства трех национальных драматических театров страны, а также Минского областного драматического театра, и более трех тысяч любителей театра. А в середине июля центр театральной жизни страны переместился в Витебск: билеты на спектакли театральной программы «Славянского базара в Витебске», как и в Несвиже, были выкуплены в первые же дни продаж. Примечательно, что в эпицентре этих двух знаковых театральных событий и, как писала пресса, самым рейтинговым проектом оказался спектакль Национального академического театра им. М. Горького «Пане Коханку».

Ожидая чуда

«Когда мне предложили поехать в Несвиж волонтером, я еще не знала, что это будет, но интуитивно почувствовала «ехать надо». Очень ждала спектакля «Пане Коханку». Но все оказалось даже гораздо лучше, чем думала. Спектакль, несколько месяцев назад заставивший меня плакать в минском Русском театре, в Несвиже и вовсе обрел в моем сердце статус любимого.

Еще во время репетиций, глядя на настороженно счастливого режиссера, я предположила, что это будет нечто действительно достойное этих знаменитых стен. Сергей Ковальчик громко говорил, кричал, аплодировал. Казалось, что ему наконец-то позволили делать все, что он хочет: он требовал открыть окна, притащить карету...

На сцене было довольно много реквизита, но, как и в самом тексте пьесы, не было ничего лишнего... Окончательно волю мурашкам на коже дал выход Теофилии, потому что она появилась не на сцене вслед за Пане Коханку, а ... на балконе замка! Это был восторг! Она строгая, властная, сильная женщина. Кто еще смог бы так сыграть эту роль, как ни народная артистка Беларуси Белла Масумян с ее удивительным тембром. Не могу сдержаться и не сделать комплемент, нет, глубокий поклон заслуженному артисту Ивану Мацкевичу, исполнителю роли Пане Коханку. Блестящий состав, я вам скажу: Вероника Пляшкевич и Александр Суцковер. Изумительные, замечательные. И хотя режиссер говорит, что они всего лишь «хорошо» играют, но я, простите меня, не могу с ним согласиться. Они замечательные, они невероятные. И я безумно рада, что они вдохнули новую жизнь в замок Радзивилов. У них это получилось, поверьте мне.

А когда с другого балкона запела Олеся, и ее тоненький голосок разнесся эхом по двору замка, зал замер, чтобы не упустить ни звука... А дальше! Пошла плясать губерния! Разоренный Король Станислав Август приехал на карете, в которую были запряжены люди. И представьте себе – зрители кланялись ему, пока он катил по двору к сцене! Катились диковинные велосипеды по двору, потом по сцене. Иногда зрителя просто огорошивали звуками со всех сторон.

...И вот мои любимые, уставшие актеры на авансцене говорят свои последние в этом спектакле такие важные слова «я лечу...» и в небе над замком действительно парит дельтаплан – как мечта, как реальность, как неизбежность. Я тоже, чувствую, лечу...лечу. Я летаю!!! Потому что после увиденного не лететь невозможно!!!».

Два года аншлага

Пусть простит читатель за столь пространную цитату, но мне кажется, что Олеся Грибок, а цитата взята из ее блога, сумела передать те главные эмоции, которые захлестывают зрителя, пришедшего на спектакль «Пане Коханку». Спектакль, который в афише минского Русского театра значится вот уже более двух лет, но каждый раз идет в переполненном зале. А завершает это почти трехчасовое действо на сцене неизменный шквал оваций.

И что еще раз по-доброму удивляет, так это то, что подавляющее число зрителей – молодежь. Хотя, казалось бы, тема постановки совсем не молодежная. Действие спектакля происходит в далеком XVIII веке после 1-го раздела Речи Посполитой. Главный герой спектакля Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коханку, которое получил потому, что ко всем – и магнатам и простолюдинам – обращался именно так по-доброму – «пане коханку», то есть «мой дорогой», «любимый друг», «любимый господин». И это при том, что являлся одним из самых богатых и влиятельных магнатов Великого Княжества Литовского.

Главная резиденция Радзивиллов находилась в городе Несвиже. Их владения насчитывали 16 городов и 863 деревни, а доход был равен ежегодным поступлениям в казну Великого Княжества Литовского. Благодаря своей щедрости, склонности к беседам и шуткам Пане Коханку был любимцем шляхты. Да и простые люди при Пане Коханку достаточно хорошо жили: процветала торговля, культура – скажем, была опера и театр. У Радзивиллов гостили знаменитые литераторы (например, Фонвизин), принимали они и правителей: трех польских королей, короля шведского и двух русских царей – Василия Шуйского и Петра I. Отличался Пане Коханку также и своими экстравагантными поступками (к примеру, катание летом на санях по дороге, усыпанной солью, которая в то время ценилась на вес золота), потому как считал, что жизнь не должна быть скучной, что человек, если захочет, может все. Но на королевский трон при протекции русской императрицы Екатерины II был избран Станислав Август Понятовский, имение которого было куда более скромным, а род гораздо менее знатным. Кароль Станислав Радзивилл не поддержал короля и организовал вооруженный поход.

Действие спектакля разворачивается как раз тогда, когда Станислав Август Понятовский приезжает к Пане Коханку с визитом, цель которого – получить финансовую поддержку. И тогда в замке Радзивиллов происходят немыслимые вещи – крестьяне начинают летать, а в ходе научных экспериментов появляются невообразимые изобретения...

Белорусский Мюнхгаузен

Спектакль – плод тесного творческого сотрудничества режиссера Сергея Ковальчика, главного режиссера Национального академического театра им. М. Горького, и драматурга Андрея Курейчика. Причем это тот редкий случай, когда не драматург принес пьесу в театр, а режиссер заразил автора своей идеей.

Но почему в качестве героя был выбран именно Пане Коханку?

– Сегодня в Беларуси очень мало популярных исторических фигур, которые стали бы опорой нации. В России были и есть Александр Невский, Александр Суворов, Александр Пушкин... А у нас равнозначных исторических авторитетов мало, – объясняет режиссер свой выбор. – Точнее, они существуют, но о них широкая публика ничего не знает. Разве что узкий круг специалистов. Герой нашей постановки – Кароль Станислав Радзивилл – фигура, обладающая исторической долговечностью. Ведь недаром о нем слагались мифы и легенды, выдержавшие испытание временем. Душа компании, бретер, чудак, блестящий рассказчик, фантазер, выдумщик. Нестандартная личность, парадоксальное мышление, широкая душа. Он всех любил и отсюда пошло его прозвище. Хотя, справедливости ради стоит заметить, что любовь эта была весьма своеобразная. К примеру, поймает проштрафившегося крестьянина и не преминет ему сказать: «Что ж ты, пане коханку, овес-то мой украл? Нехорошо! Ай, нехорошо! – После чего беззлобно добавит: – Выдайте-ка ему на конюшне двадцать бизунов!» Но подобные чудачества не должны заслонять главного. Ведь мало кто знает, что этот человек являлся видным государственным деятелем последних дней Речи Посполитой, дважды был в изгнании по причине того, что отстаивал независимость своей страны. Сегодня Беларусь тоже ищет свой путь в мировом сообществе. Причем она желает занять в нем достойное место именно как независимая суверенная держава! И поэтому такая фигура как Карл Станислав Радзивилл, или Пане Коханку, на мой взгляд, актуальна и современна!

Также считает и Андрей Курейчик, по словам которого, Пане Коханку – прекрасный пример истинного белоруса: независимого, свободолюбивого, не поддающегося ни на какой шантаж, отказывающегося иметь дело с недостойными людьми, какое бы положение они ни занимали. И при этом веселого, доброго, творческого, поэтичного.

Исполнитель главной роли народный артист СССР Ростислав Янковский (роль также играет заслуженный артист Иван Мацкевич) в одном из интервью признается, что не сразу вошел в эту пьесу. Но когда, говорит, поразмыслил, то почувствовал, что сможет сделать этот материал «своим». «Мне нравится как сама идея, так и образ Радзивилла, – говорит он. – Весьма своеобразного человека, которого сегодня некоторые называют белорусским Мюнхгаузеном. Эмоциональный, неудержимый внутри и – главное! – очень справедливый и до боли любящий свою страну, он до неистовства желает, чтобы его народ обрел самостоятельность. Только такой человек мог написать покаянное письмо императрице Екатерине с целью получить разрешение возвратиться на родину. В этом письме были такие слова: «Дальше оставаться вдали от родины невозможно. Это равносильно прижиганию огнем или посажению на кол. Поэтому я принимаю условия ваши: не буду собирать войска, ходить в походы... ибо понимаю, что власть ваша нетерпима к свободомыслию...».

Приступая к работе над спектаклем, Сергей Ковальчик специально провел первую репетицию пьесы «Пане Коханку» в Несвиже. В тех самых местах, где жили герои спектакля. А рассказ профессора Адама Мальдиса, известного историка, краеведа и писателя записал на видеокамеру и сделал фильм, который демонстрировался артистам по дороге в Несвиж.

– Нам, создателям спектакля, очень важно было найти нужный гражданский подтекст, чтобы это произведение создавало нужный лад, настраивающий зрителя. Одно из ключевых мест – эпизод, в котором Пане Коханку обращается к Понятовскому с вопросом: «Ты хорошо говорил. А можешь ли ты отдать за свободу родной страны свою жизнь?» Тот же вопрос невольно задается и зрителям. Способен ли каждый из нас отдать хотя бы частицу себя за то, чтобы наша страна, наше общество, в котором мы живем, стали лучше?..

Историю на подмостки

Невзирая на, казалось бы, слишком уж явную «белорусскость» темы спектакля, его очень тепло принимают в России. В одном из последних прошлогодних номеров российского журнала «Страстной бульвар», выходящем под эгидой Союза театральных деятелей Российской Федерации и Всероссийского театрального общества, прочитал отзыв о нем известного театрального критика Натальи Старосельской, не замеченной ранее в излишней комплиментарности. Увидев постановку белорусского Русского театра на Тамбовском театральном фестивале имени Н. Х. Рыбакова, она не пожалела лестных слов как в адрес ее авторов – режиссера Сергея Ковальчика и драматурга Андрея Курейчика, так и актеров.

«Начнем с того, – пишет театровед, – что исторические пьесы стали для нашего театра исключением из правил (впрочем, пишут ли вообще современные драматурги исторические пьесы?), здесь же воплощение идеи тоже началось весьма нестандартно: не драматург принес в театр свою пьесу, а режиссер увлек драматурга замыслом о незаурядной личности с помощью которой... можно возродить национальное самосознание, ощутить самодостаточным народом, который готов к нормальному диалогу с мировым сообществом.

Сегодня многие на пространстве бывшего СССР обеспокоены этой мыслью о национальной идее и национальном самосознании, но в основном – на словах. Сергей Ковальчик попытался на деле, с помощью яркой театральности и образности, к этой мысли подойти максимально близко...

Что такое национальный герой сегодня? Каким он должен быть? Что должно отличать его от серой массы? По мысли А. Курейчика и С. Ковальчика, это человек, которому неведом страх высоты (причем высота здесь понятие достаточно широкое); человек, который верит в то, что люди могут и должны летать, не обязательно в прямом смысле... Люди должны уметь воспарять в своих мыслях, чувствах, мечтах – иначе какие же они люди?»...

Остается добавить, что новый театральный сезон в Русском театре начнется спектаклем «Пане Коханку».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter