На всю страну их всего несколько: каждое изделие футлярщика — уникально и неповторимо

Человек с футляром

Хорошие подарки заслуживают достойного обрамления. Ни бумажная, ни картонная, ни тем более пластиковая упаковка не сравнится с резной деревянной коробочкой, в которой истинной драгоценностью покажется любая вещь — от ювелирного украшения и музыкального инструмента до набора бокалов и даже обычного ежедневника. Наверное, у славян, столетиями живущих среди лесов, на генетическом уровне заложена тяга к дивному запаху, красивой текстуре дерева. Между тем такая профессия, как футлярщик, в последнее время почти забыта. Корреспондент «Р» наведалась в мастерскую отца и сына Ядевичей — энтузиастов, возрождающих традицию выполнения резных деревянных футляров. 

Футлярчик и крышечка к нему вырезаются отдельно, каждый по своей программе. 

Душа дерева

С порога очевидно — в этом доме любят и ценят дерево. Лестницы, двери, журнальные столики разных моделей и размеров, рамки, резные поделки попадаются на каждом шагу. 

— Почти тридцать лет я занимаюсь промышленным альпинизмом, — несколько неожиданно начинает свою историю футлярщика Иосиф Ядевич. — Часто приходится убирать аварийные или просто не там выросшие деревья. Эта древесина, по сути, никому не нужна, можно забирать ее с собой. Дуб, береза, вяз, ясень, клен, акация, вишня обладают яркой текстурой и великолепной цветовой гаммой, неповторимым узором годовых колец. Так и возникла идея заняться изготовлением из них красивых изделий. 

К новому хобби Иосиф подошел на редкость серьезно: изучил множество литературы о свойствах и особенностях различных видов древесины, их «отношении» к обработке, исследовал публикации в интернете. Когда же почувствовал, что готов к новым свершениям, приобрел специальный станок и обзавелся необходимым программным обеспечением. Да-да, сегодня футлярщик вручную, стамеской, не работает… 

Футляры различных размеров изготавливают из цельного, на первый взгляд, куска дерева. На первый взгляд — потому что поленья или чурбаки для этого, конечно, не используются. Заготовки выполняются из дощечек различного размера, прочно склеенных между собой. 

— На высушенные дощечки наносится клей на основе ПВА с различными добавками, сутки заготовка выдерживается в тисках, — приоткрывает свои секреты Иосиф. — Клей очень прочный, скорее древесина треснет, чем место стыка. 

Повертев в руках уже готовую шкатулочку для украшений, с трудом, но нахожу место стыка — только потому, что знаю, где искать. 

— Когда подбираешь доски, нужно быть внимательным: можно же распилить дерево вдоль волокон, а можно — поперек. Если состыковать части с разным направлением волокон, конечно, граница между ними будет видна. Но если подобрать с одинаковым направлением, она останется незаметной, — нюансы и хитрости Иосиф постигал исключительно на собственном опыте. 

IT-происхождение 

Работа над каждым изделием начинается с подготовки специальной компьютерной программы — здесь роль первой скрипки играет Петр, сын Иосифа. В программу вносятся размеры и форма, толщина стенок, рисунки и узоры. Так возникает 3D-модель будущего изделия, информация о которой переносится во фрезерный ЧПУ-станок. Запускается он только через компьютер, пульт управления выведен на монитор. 

Готовое изделие покрывают тунговым маслом.

При мне мастера собираются изготовить из вяза футляр для броши — круглый, диаметром около 10 сантиметров. По углам заготовки просверливаются отверстия, чтобы прикрепить ее к рабочему столу. Определяется центр, с которого и начнет работу станок. 

— Максимальный размер изделия? Любой — до 120 х 90 сантиметров, — Иосиф вооружается линейкой и карандашом, чтобы определить центр, с которого и начнет работу станок. — Вообще какой угодно размер можно делать и любую форму, просто потом нужно передвигать заготовку, а станок продолжит с того места, где остановился. Разве что футляр для контрабаса будет проблематично сделать. 

Фреза с визгом вгрызается в дерево, вырезая внутренность будущего футляра. Моторчики по углам станка приводят в движение направляющие, похожие на миниатюрные тракторные гусеницы, а они управляют фрезой так, как велит заданная программа. 

— Отверстия проделываются большой фрезой, диаметром 6 миллиметров, а когда нужно будет вырезать узоры, придется сменить ее на тонюсенькую, как иголочка, — программа подскажет, какую именно, — продолжает Иосиф. 

Сам футлярчик и крышечка к нему вырезаются отдельно, для каждого элемента задается своя программа. Работа достаточно пыльная, по рабочему столу разлетаются стружки и опилки, но для минимизации последствий рядом наготове стоит пылесос.

— Ручной работы при изготовлении футляров остается мало, — рассказывает Петр. — Кромка корпуса тоже закругляется специальной фрезой. Разве что минимальный ворс остается, и тогда его нужно отшлифовать. Иногда получается слишком расплывчатый рельеф или хочется углубить узор. Тогда или фреза подбирается потоньше, или можно воспользоваться гравером — ручным инструментом с миниатюрными насадками, сильно напоминающим бормашину стоматолога. Им же можно подправить уголки, если нужны прямые, — фреза оставляет круглый срез. 

Наведение лоска

Готовое изделие после станка остается отшлифовать, покрасить и отделать внутри шелком или бархатом. Шлифуют обычно вручную, мелкозернистой наждачной бумагой — крупная может подпортить рельеф. 

Для изготовления футляра любой формы и размера потребуется около суток.

Футляр покрывают тунговым маслом, наносится оно обычной кисточкой. Можно нанести и лак, но масло все же удобнее: после первой «проходки» лаком поднимается ворс, изделие становится шершавым и корявым, приходится снова его зачищать. Используют еще и льняное масло, однако следует помнить, что со временем покрытые им изделия темнеют. Если изначально хочется более насыщенный цвет, тунговым маслом придется пройтись дважды. 

Изготовление футляра любого размера и формы, из любого вида древесины занимает около суток — с утра нужно потрудиться над программой, станок выпилит его часа за три, еще некоторое время займет шлифовка и ликвидация мелких погрешностей. Если с вечера покрыть футляр маслом, к утру он высохнет. 

— Таким образом можно сделать буквально все — хоть футляр для скрипки, хоть саму скрипку! — заверяет Петр. — В других странах люди так изготавливают даже электрогитары оригинальной формы — например с грифом в виде дракона. Разумеется, из легких сортов древесины, например бука. Вообще же, за границей подобные изделия очень популярны, надеемся вернуть их и для земляков.

nevmer@sb.by

Фото Андрея Зайцева
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter