Футлярчик и крышечка к нему вырезаются отдельно, каждый по своей программе.
Душа дереваС порога очевидно — в этом доме любят и ценят дерево. Лестницы, двери, журнальные столики разных моделей и размеров, рамки, резные поделки попадаются на каждом шагу.
— Почти тридцать лет я занимаюсь промышленным альпинизмом, — несколько неожиданно начинает свою историю футлярщика Иосиф Ядевич. — Часто приходится убирать аварийные или просто не там выросшие деревья. Эта древесина, по сути, никому не нужна, можно забирать ее с собой. Дуб, береза, вяз, ясень, клен, акация, вишня обладают яркой текстурой и великолепной цветовой гаммой, неповторимым узором годовых колец. Так и возникла идея заняться изготовлением из них красивых изделий.
К новому хобби Иосиф подошел на редкость серьезно: изучил множество литературы о свойствах и особенностях различных видов древесины, их «отношении» к обработке, исследовал публикации в интернете. Когда же почувствовал, что готов к новым свершениям, приобрел специальный станок и обзавелся необходимым программным обеспечением. Да-да, сегодня футлярщик вручную, стамеской, не работает…
Футляры различных размеров изготавливают из цельного, на первый взгляд, куска дерева. На первый взгляд — потому что поленья или чурбаки для этого, конечно, не используются. Заготовки выполняются из дощечек различного размера, прочно склеенных между собой.
— На высушенные дощечки наносится клей на основе ПВА с различными добавками, сутки заготовка выдерживается в тисках, — приоткрывает свои секреты Иосиф. — Клей очень прочный, скорее древесина треснет, чем место стыка.
Повертев в руках уже готовую шкатулочку для украшений, с трудом, но нахожу место стыка — только потому, что знаю, где искать.
— Когда подбираешь доски, нужно быть внимательным: можно же распилить дерево вдоль волокон, а можно — поперек. Если состыковать части с разным направлением волокон, конечно, граница между ними будет видна. Но если подобрать с одинаковым направлением, она останется незаметной, — нюансы и хитрости Иосиф постигал исключительно на собственном опыте.
IT-происхождение
Работа над каждым изделием начинается с подготовки специальной компьютерной программы — здесь роль первой скрипки играет Петр, сын Иосифа. В программу вносятся размеры и форма, толщина стенок, рисунки и узоры. Так возникает 3D-модель будущего изделия, информация о которой переносится во фрезерный ЧПУ-станок. Запускается он только через компьютер, пульт управления выведен на монитор.
Готовое изделие покрывают тунговым маслом.
При мне мастера собираются изготовить из вяза футляр для броши — круглый, диаметром около 10 сантиметров. По углам заготовки просверливаются отверстия, чтобы прикрепить ее к рабочему столу. Определяется центр, с которого и начнет работу станок. — Максимальный размер изделия? Любой — до 120 х 90 сантиметров, — Иосиф вооружается линейкой и карандашом, чтобы определить центр, с которого и начнет работу станок. — Вообще какой угодно размер можно делать и любую форму, просто потом нужно передвигать заготовку, а станок продолжит с того места, где остановился. Разве что футляр для контрабаса будет проблематично сделать.
Фреза с визгом вгрызается в дерево, вырезая внутренность будущего футляра. Моторчики по углам станка приводят в движение направляющие, похожие на миниатюрные тракторные гусеницы, а они управляют фрезой так, как велит заданная программа.
— Отверстия проделываются большой фрезой, диаметром 6 миллиметров, а когда нужно будет вырезать узоры, придется сменить ее на тонюсенькую, как иголочка, — программа подскажет, какую именно, — продолжает Иосиф.
Сам футлярчик и крышечка к нему вырезаются отдельно, для каждого элемента задается своя программа. Работа достаточно пыльная, по рабочему столу разлетаются стружки и опилки, но для минимизации последствий рядом наготове стоит пылесос.
— Ручной работы при изготовлении футляров остается мало, — рассказывает Петр. — Кромка корпуса тоже закругляется специальной фрезой. Разве что минимальный ворс остается, и тогда его нужно отшлифовать. Иногда получается слишком расплывчатый рельеф или хочется углубить узор. Тогда или фреза подбирается потоньше, или можно воспользоваться гравером — ручным инструментом с миниатюрными насадками, сильно напоминающим бормашину стоматолога. Им же можно подправить уголки, если нужны прямые, — фреза оставляет круглый срез.
Наведение лоска
Готовое изделие после станка остается отшлифовать, покрасить и отделать внутри шелком или бархатом. Шлифуют обычно вручную, мелкозернистой наждачной бумагой — крупная может подпортить рельеф.
Для изготовления футляра любой формы и размера потребуется около суток.
Футляр покрывают тунговым маслом, наносится оно обычной кисточкой. Можно нанести и лак, но масло все же удобнее: после первой «проходки» лаком поднимается ворс, изделие становится шершавым и корявым, приходится снова его зачищать. Используют еще и льняное масло, однако следует помнить, что со временем покрытые им изделия темнеют. Если изначально хочется более насыщенный цвет, тунговым маслом придется пройтись дважды.
Изготовление футляра любого размера и формы, из любого вида древесины занимает около суток — с утра нужно потрудиться над программой, станок выпилит его часа за три, еще некоторое время займет шлифовка и ликвидация мелких погрешностей. Если с вечера покрыть футляр маслом, к утру он высохнет.
— Таким образом можно сделать буквально все — хоть футляр для скрипки, хоть саму скрипку! — заверяет Петр. — В других странах люди так изготавливают даже электрогитары оригинальной формы — например с грифом в виде дракона. Разумеется, из легких сортов древесины, например бука. Вообще же, за границей подобные изделия очень популярны, надеемся вернуть их и для земляков.
nevmer@sb.by
Фото Андрея Зайцева