Человек рождается с “секретным оружием”

Лучшее лекарство хранится в нашем костном мозге Головными исполнителями союзной программы “Стволовые клетки”, рассчитанной на 2005—2007 годы, выступают Российская академия медицинских наук, Министерство здравоохранения Беларуси и Национальная академия наук. Пока большинство вопросов программы все еще находится в стадии проработки и согласования. И резонно ускорить этот процесс, ведь перед учеными открываются поистине удивительные горизонты.

Роль союзной программы “Стволовые клетки” для науки сложно переоценить, потому что выполнить такой объем исследовательских и организационных работ под силу только сплоченной группе единомышленников. В Беларуси еще со времен СССР сохранились прекрасные коллективы ученых, школа подготовки специалистов. В России по этой тематике за десятилетия накоплен внушительный материал. Кроме того, в РФ уже внедряется отраслевая программа РАМН по стволовым клеткам. То есть взаимодействие различных институтов в рамках единой программы в России уже налажено, и союзная программа должна органично влиться в уже построенную систему. Что немаловажно, источников финансирования у этих родственных программ может быть несколько, то есть средства будут поступать не только из госбюджетов, но и от частных структур.
Уже четвертый год подряд в Москве проходит всероссийская, но уже ставшая международной конференция по стволовым клеткам. С самого начала в ней приняла участие Беларусь. Потом интерес начали проявлять также Казахстан, Украина, другие страны. С каждым годом эти форумы становятся все интереснее, доклады ученых все чаще претендуют на сенсационность. У отрасли обширнейшие перспективы, и в ее “мировом рейтинге” Россия и Беларусь способны занять достойное место.
Максимов был первым
Западная пресса часто приписывает все достижения в области изучения стволовых клеток своим ученым. Но этим СМИ стоит знать, что открытия и разработки наших ученых занимали и занимают совсем не последнее место в изучении этого биологического феномена. Понятие “стволовые клетки” ввел Александр Александрович Максимов. После революции он уехал в США и, подобно Сикорскому, сумел воплотить там свои идеи. В Америке для него был создан институт. Вводя понятие “стволовая клетка”, Максимов говорил прежде всего о кроветворных стволовых клетках. Нынче это понятие многократно расширилось и стало уже отдельной сферой, которая носит название “регенераторная медицина”.
Долго была известна только кроветворная стволовая клетка. Благодаря ей научились эффективно лечить лейкозы, некоторые формы анемии. Сегодня современная гематология уже не мыслима без трансплантации стволовых клеток, и список болезней, где этот метод применим, включает около 60 позиций.
После кроветворных клеток было открыто еще множество других видов стволовых клеток, причем также не без участия наших специалистов. Например, уникальные полипотентные стволовые клетки костного мозга впервые описали в 1960—1970-е годы советские ученые Чертков и Фриденштейн. Стволовыми клетками лечились многие партийные лидеры КПСС под покровом абсолютной секретности. Поэтому о наших исследованиях в мире не было известно широко, и глобальный ажиотаж начался только в конце 90-х, когда в США были открыты эмбриональные стволовые клетки человека.
Все мы из одной клетки
Стволовые клетки, говоря попросту — это материальная первооснова человеческого организма, именно из них образуются все остальные клетки организма. Из “кучки” стволовых клеток сотворяется эмбрион. Младенец рождается с большим количеством стволовых клеток, чтобы развиваться максимально быстро. Взрослому человеку стволовые клетки нужны для восстановления больных или поврежденных участков органов и тканей.
Запас стволовых клеток взрослого человека невелик. Поэтому случается так, что обновить утраченные клетки организм самостоятельно уже не в состоянии. Вот здесь на помощь и должны прийти специалисты регенераторной медицины. Перед учеными поставлена задача превратить стволовые клетки в клетки соответствующих органов, чтобы помочь людям с болезнями сердца, печени, нервной и эндокринной систем, с повреждениями мышц и суставов, а также вернуть людям молодость и силу.
Существует два вида этих чудотворных клеток — региональные и полипотентные. Региональные клетки привязаны к определенной части организма. То есть, к примеру, стволовые клетки в коже отвечают только за восстановление ее роговых чешуек и для других миссий не годятся. А полипотентные стволовые клетки костного мозга способны превращаться в ряд других клеток организма. В случае тяжелых повреждений организму собственных возможностей не хватает. Ему можно помочь, вводя стволовые клетки извне. Однако эти клетки не панацея, каждая болезнь требует своего особого подхода.
С каждым днем стволовые клетки находят новое применение. Например, в НИИ детской онкологии и гематологии в Российском онкологическом научном центре имени Н.Блохина доказали, что детские онкологические заболевания излечимы в большинстве случаев. Как нам рассказал директор научного института Мамед Алиев, новые технологии на основе клеточных методик позволяют вылечивать безнадежно больных детей. После мощной химиотерапии ребенку, чтобы он выжил, вводят стволовые клетки, то есть делают трансплантацию. До появления клеточных методик это было невозможно.
В США известен такой случай. Мама обреченной девочки, больной анемией, родила следом здорового мальчика, у которого врачи без угрозы для его жизни взяли стволовые клетки. Их репопулировали в организм сестры, и она излечилась. Случаи чудесных выздоровлений известны и в России. В одну из клиник поступил молодой человек с травмой спинного мозга. Подобная ситуация встречается часто у людей экстремальных профессий или увлечений. Врачи ввели ему в место нейрональной травмы стволовые клетки, и вскоре парень вернул способность управлять своим телом. Расхожая фраза: “Нервные клетки не восстанавливаются” скоро уйдет в прошлое.
В недалеком будущем, возможно, будут эффективно лечить миодистрофии, ряд нейродегенеративных болезней и других серьезных недугов. Особые усилия наших ученых направлены на борьбу с последствиями инфаркта миокарда и мозгового инсульта. Учатся ученые также восстанавливать хрящи и кости.
Кто же будет донором?
Известно, что получению эмбриональных стволовых клеток препятствуют нормы права и этики. Вспоминается жуткая картина, воспроизведенная в фантастическом фильме “Матрица”, где на бескрайних полях роботы выращивали человеческие эмбрионы. Действительно, получение стволовых клеток из абортивного материала осуждают многие. Согласно католической вере, личность начинается с момента зачатия, и работать с эмбрионом — значит, посягать на творенье Божье. В РФ, кстати, личностью признают родившегося младенца, а не эмбрион.
А вот какого мнения придерживаются в Израиле. Бог создал злаки и научил людей пользоваться ими в своих интересах. Бог создал стволовые клетки и учит ими пользоваться — значит, это допустимо. Медицине нужны эти клетки, но в то же время вопросы этики и права принципиальны. Поэтому понятна осторожность в этом вопросе ученых, политиков, общественных деятелей.
Так как же решить дилемму? Использовать эмбрионы животных? Представители “зеленых” да и многие известные общественные деятели также осуждают эту идею — животные тоже твари Божьи. Ближе всех к разрешению этого спора приблизились наши ученые. Кто сказал, что без эмбриона нельзя обойтись? Специалистами разработана технология “забора” региональных стволовых клеток у взрослого человека. То есть у него берут эти клетки, размножают их и вводят ему же в пораженную часть тела. При такой технологии не возникнет иммунологического конфликта — ведь клетки-то родные. Получается, человек сам себе донор! В этом случае этика и право уходят на второй план.
Конечно, ученые со временем создадут систему в рамках этических и правовых норм, но вряд ли на это пойдут дельцы “черного рынка”. Сегодня российский Интернет “завален” объявлениями, зазывающими омолодиться с помощью эмбриональных стволовых клеток. Многие граждане не знают, что большинство “лечебных процедур” такого рода находятся вне закона. В России лицензирована всего одна технология лечения стволовыми клетками — технология лечения пациентов с травмами спинного мозга. Если человек идет к этим “специалистам”, то у него нет никаких гарантий, что лечение клетками будет иметь положительный результат и не вызовет осложнений.
Эксперты полагают, что со временем “черный рынок” будет вытеснен легальным. Например, очень перспективным направлением, способным потеснить незаконные “процедуры”, является создание банков пуповинной крови. Процедура забора стволовых клеток очень проста и не приносит вреда. Сразу же после рождения младенца пуповина перерезается, в этот момент из зародышевой вены делается забор оставшейся там крови, кровь берется и из плаценты — в ней содержатся стволовые клетки. Кровь поступает в хранилище в стерильном пакете. Зародышевые клетки отделяются от плазмы и подвергаются криогенной заморозке. В итоге человек на протяжении десятилетий будет знать, что с самого раннего возраста у него в хранилище банка имеются его собственные чудотворные биоматериалы, которые при случае могут подойти и членам его семьи.
Все эти новые технологии в ближайшем будущем займут в нашей жизни важное место. “Регенераторная медицина” сыграет огромную роль в улучшении “самочувствия” человечества, а Россия и Беларусь способны занять в этой отрасли одно из ведущих мест. И во многом этому будет способствовать принятая союзная программа. В Союзном государстве стволовыми клетками занимаются многие институты: белорусские Институт биофизики и клеточной инженерии, Институт радиобиологии, Институт генетики и цитологии, российские Институт цитологии и генетики, НИИ экспериментальной медицины, НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии, Российский государственный медицинский университет и многие другие учреждения.
Ученые России и Беларуси контактируют друг с другом, они полны идей и планов. Год назад был дан старт союзной программы. К сожалению, процесс проработки и согласования ряда вопросов программы затягивается. А это не дает возможности включить в действие все резервы. Пока ученые двух стран ведут разработки в области изучения стволовых клеток в основном по отдельности. Но, как говорится, “одна голова — хорошо, а две — лучше”: россияне и белорусы с нетерпением ждут внедрения результатов своих исследований в практическую медицину.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter