Человек не из тусовки

При желании можно держать руку на пульсе, быть в курсе современного литературного процесса, не выходя из дома.
При желании можно держать руку на пульсе, быть в курсе современного литературного процесса, не выходя из дома. На сегодняшний день, по крайней мере, на имена двух начинающих белорусских литераторов можно найти бесчисленное количество ссылок в Интернете. Это - первые наши лауреаты престижной российской "Ильи-Премии" Анна Павловская и Григорий Тисецкий. Правда, Павловскую уже можно считать бывшей соотечественницей. Аня поехала в Москву получать премию, да там и осталась. Встретила свое женское счастье. Гриша вроде бы пока уезжать никуда не намерен. У него есть дела поважнее. Литературные упражнения и учеба на биофаке БГУ. А еще недавно он дал нам повод более пристально приглядеться к своему творчеству. Этот повод звучит так: "17-летний белорусский драматург Григорий Тисецкий стал лауреатом немецкой премии "Драма Де", а его одноактная пьеса "Немой поэт" была признана лучшим драматургическим произведением стран Восточной Европы в 2003 году.

Это случилось не вдруг. Гриша пишет давно и много. От сценариев телевизионных программ до прозы в стихах. Семнадцать - еще, безусловно, не возраст, чтобы называться словом "писатель". Но прослыть знаменитостью и профессионалом можно уже и в двадцать. Как студентка журфака из Екатеринбурга Ирина Денежкина, например. Ее книги сегодня издаются одна за другой. У Тисецкого пока вышел один сборник. На подходе второй. Немецкий и чешский театры готовятся к постановке его пьесы. Для спектакля, который увидят в Германии, музыкальный ряд заказан группе "Рамштайн". Сорокин и Лимонов печатают Гришу в своих журналах. У журналистов он нарасхват. В общем, жизнь вокруг Гриши бьет ключом. Но сам он при этом утверждает, что раскрутка и популярность его не занимают. Наверное, боится рано радоваться. Впрочем, и мы не станем раздавать авансы. Присмотримся пока к нему с позиции простого любопытства. Что там за поколение "некст" у нас на подходе?

- Гриша, за премию "Драма Де" тебе ведь полагается денежное вознаграждение. И немалое - 5 тысяч евро. Извини за меркантильный вопрос, но как бы тебе хотелось эти деньги потратить?

- Я об этом как-то не думал. Прошлогодний лауреат дожидался денег полгода. Так что есть еще время... Вообще-то у меня до сих пор нет компьютера. Да, пожалуй, куплю компьютер.

- Скажи, а помимо литературы, у тебя есть в жизни какие-то еще интересы?

- Странный вопрос. Ну, конечно, есть. Я увлекаюсь биологией. Эта наука дает столько пищи для размышлений. Например, сейчас я пытаюсь разгадать загадку человеческих генов. Передаются ли творческие способности на генетическом уровне? Можно ли воздействовать на гены так, чтобы человечество перестало быть агрессивным? Биология очень близка с философией. А то, что я доверяю бумаге в качестве поэзии или прозы, - это итог моих размышлений.

- Признаться, я имела в виду типичные для парня твоего возраста увлечения.

- Музыка, клубы, да? Все это мне не чуждо. Правда, на танцы не люблю ходить. Там люди живут по каким-то придуманным, нелепым, на мой взгляд, правилам. Ну вроде то не носи, так себя не веди и т.д. А я не хочу подчиняться! Мне гораздо приятнее просто поговорить с друзьями. Но друзей, увы, у меня совсем мало.

- Зато круг общения у тебя - сплошь культовые имена: Сорокин, Сигарев, Дурненков, Денежкина...

- Ну да. Есть такое дело - "литературная тусовка". Но я не стремлюсь к ней. Правда, быть полностью изолированным, наверное, невозможно. Немного обидно, что сейчас такое время, когда недостаточно просто быть читаемым. Необходимо еще и быть на слуху. А популярность и читаемость - это совершенно разные понятия.

- Но разве признание - не желанный результат любых усилий?

- Можете мне не верить, но я пишу в первую очередь для самого себя. Я пропускаю через себя все увиденное и услышанное. Это мистическое удовольствие. А читатель нужен потому, что мне элементарно не хватает общения. Я жажду диалога. И я уверен, что если стать популярным раньше своего времени, очень легко потерять самого себя. Можно либо возгордиться и перестать творить, либо начать подражать самому себе. Я стараюсь себя от этих напастей уберечь, потому что у меня еще очень много литературных планов...

* * *

Вот такой "автограф" оставляет семнадцатилетний автор. Вдумчивый, но отнюдь не робкий. Конечно, его чрезвычайно серьезные размышления могут вызвать легкую улыбку у людей более опытных и мудрых. Диагноз Григория - типичный юношеский максимализм. И в этом нет ничего удивительного. Наоборот, будем надеяться, его упорство, его убежденность в идеалах помогут ему стать зрелым писателем. Читаемым и популярным. А пока, чтобы избежать анекдотичной ситуации типа все говорят, но никто не читал, позвольте отослать всех интересующихся к электронным источникам. В Интернете можно не только ознакомиться с опытами Григория Тисецкого, но и получить полезную информацию о том, что нужно делать с желанием творить самому. Хотелось бы дожить до светлого дня, когда в продажу поступит мировой бестселлер белорусского автора, дебютировавшего в возрасте более нежном, чем Янка Купала... Удачи нам всем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter