Человек, которому нравится работать

Игорь Ковалевич гоорит на простом и понятном языке, носит элегантные костюмы и не обращает внимания на нюансы

Игорь Ковалевич гоорит на простом и понятном языке, носит элегантные костюмы и не обращает внимания на нюансы


Вслед за БАТЭ вчера в Лиге Европы провели свои ответные матчи еще три белорусских клубы. МТЗ-РИПО принимал на своем поле донецкий «Металлург» (первый матч — 0:3), минское «Динамо» сыграло в гостях с норвежским «Тромсе» (0:0), а «Нафтан» сразился в Бельгии с «Гентом» (2:1) (матчи закончились поздно вечером). А накануне корреспондент «СБ» встретился с главным тренером «Нафтана» Игорем Ковалевичем.


На игру он настраивался, как гладиатор на бой: садился в раздевалке, брал напильник и отстраненно, но обстоятельно, будто медитируя перед сражением, точил им каждый шип на своих бутсах: вжик–вжик, вжик–вжик... Зная, каким жестким игроком был Игорь Ковалевич, с какой ратной отвагой он шел в стыки, так, что трещали кости, эта картинка с натуры заставляет колючими ручейками бежать по спине холодных муравьишек. Он говорит, что сломал немало оппонентов, нанося им в единоборствах травмы. Некоторые из них стоили соперникам карьеры. Но он ни о чем не жалеет, потому что зла никогда и никому не желал, — просто не умеет жить и играть по–другому. Такой человек: искренний и бескомпромиссный.


Я не спрашивал, верит ли он в судьбу, а потому точного ответа на этот вопрос не имею. Но, вероятно, вы сможете догадаться сами, что думает по этому поводу человек, у которого все в жизни случалось «не спонтанно, а неожиданно», как он сам говорит.


Однажды его жизненная дорога выписала забавный кренделек, без которого вряд ли Ковалевич был бы сегодня тем человеком, которым является: главным тренером команды — открытия нынешнего сезона — новополоцкого «Нафтана». Наставником, о котором заговорили, ярким и неординарным. Он со своим клубом выиграл Кубок страны, успешно дебютировал в Лиге Европы, а в первенстве страны его команда идет на втором месте. Небывалый успех в истории новополоцкого футбола!


А ведь в конце весны 2007–го «Нафтан» «сыпался», у команды не было ни игры, ни результата. В отставку был отправлен Вячеслав Акшаев. Волевым, надо признать, весьма смелым и, как показало время, провидческим решением председатель клуба Леонид Подлипский исполняющим обязанности главного тренера решил назначить работавшего в тот момент с дублем Игоря Ковалевича, не имевшего опыта серьезной работы на высоком уровне. Так начался поход «Нафтана» к его нынешним вершинам. Уже в июле приставка «и. о.» с Ковалевича была снята, а клуб стал расправлять крылья. А сегодня...


Меня интересует не только его карьера игрока и тренера, а в том и числе и многие другие вопросы, касающиеся его неординарной персоны. Такие, например, как...


— Кто вам выбирает костюмы?


Игорь Николаевич смотрит в глаза и, кажется, не совсем понимает, о чем его спрашивают. Видимо, не ожидал, что в вопросе спортивного журналиста будут отсутствовать кодовые слова: мяч, футбол, стадион... Списав, по всей видимости, сей факт на корреспондентскую расхлябанность и забывчивость, Ковалевич сконструировал вопрос по–своему, по–привычному.


— Спортивные костюмы? — уточнил он.


— Зачем спортивные? — не понял уже я. — Обычные. С лоском, с шиком. Те, в которых вы на матчи выходите и которые отличают вас от многих коллег, имеющих часто, извините, вид праздных дачных огородников.


Он на несколько секунд задумывается, будто ища подвох. А ведь это я еще про туфли не спросил, а они у него тоже непростые. Не найдя никакой заковырки, тренер наконец рассмеялся: «Жена», — говорит. И, продолжая улыбаться, пояснил:


— Я не забочусь об имидже, просто мне так удобно. Да и надоела спортивная экипировка, всю футбольную жизнь в спортивных штанах проходил, хватит. К тому же мне всегда нравились хорошие вещи.


— Вы сильно высовываетесь из нашей общей тренерской шеренги, не замечали? Лоск этот, к тому же нынешняя ваша успешность...


— Какая успешность? Никакой успешности. Ну выиграли Кубок страны... Так получилось. Пройдет года три–четыре, тогда можно будет о чем–то говорить.


— Значит, вы не чувствуете зависти ваших старших коллег, которые всегда неохотно отходят в тень и цепляются зубами за каждую пядь плодородной в финансовом плане тренерской почвы?


— Приступив к тренерской работе, я быстро разобрался во многих деталях, поэтому на подобные нюансы стараюсь не обращать внимания.


— Но вы предполагали, что в тренерстве будет именно так?


— Как так?


— По–другому, чем там, в игроках.


— Я стараюсь сохранять паритет. Пытаюсь быть для футболистов не столько тренером, сколько старшим товарищем. И диалог с командой у нас происходит на простом и понятном языке.


— Который в телевизоре принято заглушать характерным пиканьем?


— Бывает, беседую, используя не совсем парламентские выражения. Но мы друг друга понимаем, и, думаю, зла на меня ребята не держат. У нас нет жесткого разделения тренер — игрок, но есть адекватное понимание своих задач и обязанностей.


— Как вы вообще формируете свою команду?


— Стараюсь опираться на тех, кого знаю лично, в ком уверен. Одно из главных моих разочарований это то, что молодежь нынче во главу угла ставит деньги, хороший контракт, а потом уже думает обо всем остальном, забывая о таких простых, доступных истинах, как патриотизм, чувство ответственности. Их самооценка намного превосходит профессиональные качества, и от этого большинство проблем. Когда в головах одна бухгалтерия — это очень плохо.


— Как вы пытаетесь достучаться до таких охламонов? Будь вы игроком, сделать это было бы гораздо проще — в прямом смысле слова «достучаться», что действует часто лучше всяких разговоров. А тут бить нельзя, тренерская этика не дозволяет...


— Если после первого разговора, второго ничего не происходит, то становится ясна бесполезность дальнейших попыток.


— У вас какое зрение?


— Немножко хромает...


Он непривычен. Его тренерский образ остро режет глаз. Ладно бы просто модный костюм, туфли, рубашка. Пусть даже не в меру «длинный» и правдивый язык. Но очки! Этот признак интеллигенции! Как он поменял Игоря Ковалевича внешне! Почти до неузнаваемости.


— Вы и в душе так же изменились?


— Ну в душе как я могу измениться? Остался прежним. Не могу идти на компромисс с самим собой. Для меня ощущение внутренней свободы гораздо важнее инстинкта самосохранения. Поэтому я до сих пор не научился просчитывать шаги на несколько ходов вперед и всегда делаю так, как мне подсказывает внутреннее состояние.


Не стесняется он в выражениях и на пресс–конференциях, чем также явно диссонирует с остальной полковой массой белорусских тренеров. После финальной победы в Кубке, например, Ковалевич на всю страну передал привет неким своим недоброжелателям...


— Это тем тренерам, которые метили на ваше место в «Нафтане» и вели при этом подковерные игры?


— Мое место занять тяжело, пусть они найдут свое. Мне в радость ходить на тренировки, я люблю свою работу и не думаю, как бы удержаться на плаву любой ценой. Просто для меня явилось неожиданностью, что некоторые люди, которых я знал близко или просто знал по тренерской работе, являются настолько... гнилыми и мелкими.


— Перед стартом чемпионата вы говорили, что в Новополоцке инфраструктура далеко не блестящая, что у команды нет базы... С тех пор что–то изменилось?


— Я вам так скажу: футбольная инфраструктура в Новополоцке не только не блестящая, ее там нет вообще. И когда накануне сезона начались звонки руководству клуба, директору завода от этих самых «специалистов», которые уверяли, что, будучи главными тренерами, они тут же выведут команду в Лигу чемпионов, я попросил, чтобы в город приехал главный тренер сборной страны Бернд Штанге и посмотрел, в каких условиях работает команда, в которой 6 претендентов в сборные разных возрастов. Приехав и увидев все своими глазами, Штанге просто не поверил, что такое вообще возможно. Ставить задачи — это одно, выполнять их — дело другое. И слухи, будто Новополоцк — это футбольная Мекка, как о том думают некоторые безработные тренеры, сильно преувеличены. Но многое сейчас благодаря руководству города и команды делается, этого не отнять. И ситуация в последнее время меняется в лучшую сторону.


— Вы строго следите за своими игроками, за тем, чтобы не пили, не курили? И какую грань в этом можете им позволить перейти? Скажем, бокал пива — это нормально?


— И пять нормально. Главное, чтобы не отражалось на игре.


— То есть за игроками вы не бегаете и их личную жизнь не контролируете?


— Нет, конечно. Другой вопрос, что Новополоцк — небольшой город, там и бегать ни за кем не надо — все на виду. Молодые люди имеют право на отдых. Но когда после хорошего отдыха получается плохая игра, тогда приходится принимать меры. Есть у нас, к примеру, один любитель дискотек, который однажды проспал предыгровую утреннюю тренировку. Представляете? Это вообще выходит за рамки понимания жизни.


— Вы довольны тем, как складывается ваша тренерская карьера?


— Я не думаю об этом, мне просто очень нравится работать.


В работе он фанатичен. Примером для него являются Эдуард Малофеев («Никто так не умеет увидеть душу футболиста») и Юрий Курненин («Очень интересно было работать под его началом в Бресте»). В разговоре не банален и откровенен («Есть такие жены, которые решают за футболистов все. Осталось только, чтобы они в футбол вместо них вышли играть...»). Вчера его «Нафтан» проводил ответный поединок против «Гента». В случае победы следующим соперником становилась итальянская «Рома». А это уже новый виток жизни его и его команды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter