Человек из воды

О Сергее Коплякове можно рассказывать много и долго...

Городской центр олимпийского резерва по водным видам спорта, что яркой громадой вырос в Уручье, примечателен сам по себе: уютный и современный, он манит активным досугом. Однако меня сюда привело отнюдь не желание поплавать. Хотелось собственными глазами увидеть невероятный по нынешним временам факт: тренерами здесь работают люди, с чьими именами связаны основные успехи белорусского плавания: заслуженные мастера спорта, чемпионы — Сергей Копляков и Александр Гуков. Заметьте, со всеми своими медалями, опытом и званиями они не претендуют на теплое местечко в кабинете, а возятся с детьми, что само по себе дело хлопотное и не очень финансово выгодное.


О Сергее Коплякове, на тренировку которого я и «навострила ласты», можно рассказывать много и долго. Но для того чтобы в полной мере оценить широту размаха этой личности, думаю, достаточно будет привести лишь несколько фактов из его биографии. Сергей Викторович — двукратный чемпион московской Олимпиады, 7–кратный чемпион Европы (1974 — 1983), 20–кратный чемпион СССР (1975 — 1982), рекордсмен мира и Европы. При нынешнем положении дел в белорусском плавании эти регалии кажутся фантастическими, в реальность такого прошлого верится не больше, чем в существование человека–амфибии. Но ведь были эти славные времена.


Не потонем


Надев стерильные синие бахилы, как в операционной, шлепаю по свежим от брызг лужам шикарного водного центра. Лазурного цвета вода влечет свежестью, и я даже немного завидую детям, которые резвятся в этом пятидесятиметровом бассейне с восемью дорожками. Сам–то Копляков таких условий наверняка не имел, а тем не менее «не то, что нынешнее племя...».


— Трудности всегда есть, — замечает Сергей Викторович и говорит, что не видит большой трагедии в том, что результатами сегодня наши пловцы не блещут. — Трудности закаляют и рождают усилия, которые ведут к их преодолению. А условия? Да, в мое время таких шикарных центров не было, но что нужно пловцу? Вода и желание. Закон тут один — труд и талант. Белорусское плавание развивается, движется вперед — это факт. Вот недавно Александра Герасименя порадовала, чемпионат Европы выиграла. Это уже немало. Приятно и мне, и вам, и даже киоскеру, которая эту новость на первой полосе вашей газеты увидела, хотя до этого, может, и слыхом не слыхивала о такой спортсменке...


Интересно, услышит ли кто–нибудь об этих детях, которые сегодня плавают здесь? Сергей Копляков отдает указания своим юным подопечным, но расслышать, о чем он говорит, я не могу: мешают эхо и плеск воды. Однако ребята понимают своего тренера с полувзгляда и принимаются за работу. После тренировки я спросила, знают ли они о том, какой у них знаменитый тренер. «Он классный! — по–детски выражали они свои эмоции. — Крутой! Олимпийский чемпион!» — подняв вверх палец, назидательно заметил лишь один, то ли самый сообразительный, то ли наиболее амбициозный.


— Вы, наверное, тоже хотите, как ваш тренер, олимпийскими чемпионами стать?


Молчат. Очень странное для такого вопроса молчание.


— Вы понимаете, — начал самый смелый. — Мы тут... оздоравливаемся. Для себя тренируемся. Не всем же олимпийскими чемпионами быть, есть ведь много и других прекрасных профессий.


Устами младенца проглаголела истина. Хотя такое признание в мальчишеской спортивной среде слышать удивительно. А как же быть с желанием стать лучшим, самым сильным, успешным? Неужели не мечтают сегодня дети о том, чтобы стать летчиками и космонавтами?


Хватит мечтать


— Я и сам в детстве не мечтал о чемпионстве, — вспоминает Копляков. — Это постепенно пришло, когда стал показывать стабильные результаты. А вот о том, что стану работать с детьми, — знал всегда. Так и получилось. Когда меня «попросили» из сборной в 1983 году, начал тренировать ребятишек в Ленинграде. Потом подался в бизнес, уехал на год в Австрию, вернулся обратно. Часто приезжал к матери в Минск, а с открытием этого центра остался здесь насовсем. Я еще не реализовался как тренер, в противном случае уже давно засел бы за мемуары...


Вспомнить Сергею Коплякову есть что, и, пока его дети наматывают метры на водной глади, я слушаю его спокойный голос.


— Как годы летят, мне уже скоро 52, — Сергей Викторович явно напрашивается на комплимент. — Летом брал отпуск, в Москву ездил на празднование 30–летия московской Олимпиады. Встретился с боевыми товарищами. Что сказать? Узнать–то друг друга узнали, но время никого не жалеет. А какими молодцами все были в 1980–м, красавцами, перед которыми расстилалась жизнь! Потом в Питер махнул, и глядь в календарь — завтра на работу. Я люблю с детишками возиться. Сейчас вся работа направлена на укрепление мышечной структуры тела. Нам травм не надо, поэтому готовим организм к активным нагрузкам. Видите, как плавно, мягко плывут. Себя в воде сначала нужно найти. Мои шестнадцатилетние ребята уже полупрофессиональные спортсмены, поэтому хотелось бы верить, что они отдают себе отчет, для чего приходят в бассейн. Я себя ощутил настоящим профи только когда стал выступать на высоком уровне, на международных стартах.


— Какие еще есть особенности в работе детского тренера по плаванию?


— Этот постоянный шум... Когда работаешь, как–то не замечаешь, а отвлечешься на минутку — аж голова кругом идет, раздражает. Поэтому дома прошу тишины, а если выдается выходной — сразу в лес. И там — никаких разговоров!


Ищите девушек


— Кстати, обратила внимание на любопытную деталь: нет девочек!


— Точно, нет! Мы работаем в паре с Артуром Ермаковым, и у нас на двоих 28 человек. Из них всего одна девочка. Не могу объяснить почему. Раньше гораздо больше было, а сегодня в плавание идти не хотят. Наверное, есть для них занятия более интересные...


Знаем мы эти занятия — дискотеки да кино. Хотя Сергей Викторович, повидавший на своем веку многое, старается разнообразить тренировки, сделать максимум для того, чтобы его детям было интересно. Даже специальные дни для дурачества придумал — в Америке эту идею подсмотрел.


— Даю детям полную свободу, — делится он своим ноу–хау. — Что хотят в бассейне, то и творят, в рамках разумного, понятное дело. Надо ведь отдыхать от монотонной работы, играем в водное поло, с вышек прыгаем. Психологически это очень верное решение.


Сергей Копляков вертит в руках лопаточки, калабашечки — специальные тренировочные причиндалы, но главная его сила не в них — в знаниях. И хорошо бы, чтобы этот свой колоссальный опыт он мог передавать не только детям, но и преемникам, молодым специалистам. Но...


— Новое поколение не очень–то стремится в нашу кухню из–за невысоких зарплат. Работа в бассейне с детьми очень сложная, за всех головой отвечаешь, и за такие деньги взваливать на свои плечи ответственность желающих мало. Работаем с людьми, у каждого свой характер, нужно четко ловить моменты, когда похвалить, когда отругать. Это важная и ответственная работа, но почему–то явно недооцениваемая...


Я соглашаюсь с собеседником и радуюсь, что есть еще у нас энтузиасты своего дела. Первую половину жизни Сергей Копляков провел в бассейне, точно так же намерен провести и вторую. И пусть он не воспитает чемпиона, равного себе, но если сотня ребят вспомнит потом добрым словом своего первого тренера, то это уже совсем немало. Возможно, даже больше, чем просто медаль на шее...


Строки из биографий


Марина Лобач. Олимпийская чемпионка Сеула открыла свою школу в 2004 году. «Хотелось создать школу для всех, кто хочет заниматься, без ограничения, — говорит она. — Поэтому в моей школе занимаются все желающие: толстенькие и худенькие, низкие и высокие. Даже как–то были дети с нарушением зрения, опорно–двигательного аппарата. И тренировки по художественной гимнастике пошли им только на пользу...»


Вячеслав Яновский. Еще один олимпийский чемпион Сеула уже давно живет и работает в Москве, где у него своя боксерская школа.


Валерий Шарий. Знаменитый тяжелоатлет, олимпийский чемпион Монреаля приглашает в свой зал мальчиков и девочек с 10 до 14 лет. Тренировки на бесплатной основе. Предлагаются уютный тренажерный зал и бесплатная сауна после занятий.


Николай Андрианов. Семикратный олимпийский чемпион, самый титулованный гимнаст мира сейчас является директором школы олимпийского резерва в родном Волгограде и с удовольствием занимается с детьми.


Рой Макаай. Бывший форвард сборной Голландии, недавно завершивший карьеру футболиста, приступил к новой работе. Отныне он тренер команды юниоров «Фейеноорд» возрастом до 13 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter