Человек из Сантьяго

Легенда гласит: после того, как Господь создал Землю, у него осталось всего по чуть-чуть - песка, льда, озер, лесов и рек.
Легенда гласит: после того, как Господь создал Землю, у него осталось всего по чуть-чуть - песка, льда, озер, лесов и рек. Чтобы добро не пропадало, он перемешал эти, казалось бы, совершенно не сочетающиеся "кусочки" и сложил на окраине мира. Так на крайнем юге Американского континента родилась страна Чили...

Для меня Чили - экзотическая страна, связанная с инками, конкистадорами, таинственными сокровищами да островом Робинзона, на котором шотландский моряк Александр Селкирк (прообраз Робинзона Крузо) провел долгие годы. К этому, правда, можно еще добавить сведения о Пиночете и Альенде, концлагерях на стадионах, погибшем Викторе Хара. Все - на этом весьма скудные знания заканчиваются.

А вот для нашего соотечественника Сергея Ростовцева Чили сейчас - "земля обетованная". Этот узкий (менее 200 километров шириной) кусочек суши, почти на 5 тысяч километров протянувшийся вдоль Тихого океана, стал поистине второй родиной для уроженца Гродненской области.

Для Сергея его одиссея началась с... поступления в институт иностранных языков. Поначалу складывалось все более чем благополучно: кроме родного иняза (где он в совершенстве овладел английским, испанским и португальским языками), довелось поучиться в нескольких престижных европейских вузах. Казалось бы, с такой биографией все двери должны быть открыты. Но не тут-то было... Нормальной работы после получения диплома найти тогда так и не удалось - Ростовцев решил заняться бизнесом. Сначала работа заладилась, но потом дела пошли все хуже и хуже. В конечном итоге Сергей разорился. И перед ним встала проблема выбора.

- За время учебы познакомился с людьми чуть не из половины стран мира, - рассказывает Сергей Ростовцев. - Вот и решил обратиться к ним за помощью: написал письма в Испанию, Мексику, Аргентину, Чили, Уругвай. Говорил, что согласен работать без денег - главное, чтобы были еда и место для ночевки. Первый отклик пришел из Чили. Мой знакомый написал, что требуется пекарь. Я ответил, что пекарем являюсь первостатейным - второго такого в Беларуси не найти, и начал собираться в дорогу. Понятно, что о выпечке хлеба на тот момент я не имел ни малейшего понятия. Но, главное, как говорится, ввязаться в драку - там посмотрим.

В аэропорту Сантьяго Сергей приземлился с двадцатью долларами в кармане. Половину имеющейся наличности он отдал таксисту - чтобы доехать до места назначения, и почти сразу приступил к работе. Понятно, что "выдающегося белорусского пекаря" к самостоятельной выпечке сразу не допустили - чтобы посмотреть, на что он годится, поставили подсобником. Впрочем, Ростовцев достаточно быстро овладел секретами мастерства. И вот тут ему впервые улыбнулась удача. Примерно через год хозяин - одинокий человек - решил... завещать Сергею свое состояние. Отписал ему больше 100 тысяч долларов и собрался было сделать его своим компаньоном. Казалось бы, вот оно, богатство, - само плывет в руки. Но Ростовцев от наследства вскоре отказался. Рассудил, что завещанные деньги скорее виртуальны, нежели реальны, - благодетель еще полон сил и энергии, так что неизвестно, когда достанется вожделенная сумма (да и ждать смерти человека ради того, чтобы получить наследство, как-то нехорошо). Хозяин же рассудил, что "компаньону" можно урезать жалованье - мол, все равно потом деньги вернутся сторицей. А вот требования к работе ужесточил. Сергей прессинга не выдержал, отказался от наследства, нарисованных радужных перспектив и уехал в Уругвай.

В этой небольшой стране Сергей устроился работать в отель, расположенный, по его словам, в самой чистой зоне мира - в горах. Место это достаточно уединенное - до ближайшего населенного пункта порядка 40 километров. И живут там в основном немцы, основавшие поселение еще в XIX веке. Многие приехали сюда после Второй мировой. Сам же отель относится к категории элитарных: здесь отдыхают очень богатые люди, да еще члены правительств латиноамериканских стран. Какое-то время Ростовцев проработал в обслуге отеля. А потом стал консультантом в туристической фирме. Ее владелец занимался организацией туров по маршруту Финляндия - Россия - Беларусь - Польша. Дела спорились. Если в первый год познакомиться со странами, некогда входившими в Российскую империю, отправились лишь 7 человек, то через несколько лет услугами турфирмы воспользовались уже 500 VIP-клиентов. Для страны с трехмиллионным населением, согласитесь, это более чем приличный результат.

Впрочем, вскоре Сергей Ростовцев решил вернуться в Чили и открыть свой бизнес. Сейчас он занимается переводами. Разрешение же на жительство в Чили дал ему лично президент страны. Правда, Сергей не говорит, как получил столь замечательный документ, - предпочитает просто рассказывать о жизни в экзотической для белорусов стране. А рассказать есть о чем.

Начать с того, что страна "третьего мира", каковой ее принято считать, отнюдь таковой не является - больше напоминает развитую европейскую державу. Вечерами на улицах спокойно. Вероятно, свою роль играет и то, что после 9 вечера прекращается продажа спиртного. За бутылку же пива, выпитую на ходу, запросто можно попасть в полицию.

Социальные контрасты в Чили постепенно сглаживаются. В жилом секторе нищета тоже год от года сокращается: за последние 10 лет доля жилья, квалифицируемого как "кварталы для бедных", сократилась вдвое и сейчас не превышает 18 процентов. Для Латинской Америки, где каждый четвертый житель тратит на себя не более доллара в день, это более чем неплохой показатель.

Газета "Уолл-стрит джорнэл", "учредившая" специальный индекс для описания степени экономической свободы в той или иной стране, поставила Чили наивысший балл из всех латиноамериканских стран. Если сравнивать в мировом масштабе, то эта оценка почти такая же, как у Германии.

Американцев в Чили не очень-то жалуют - по-прежнему называют их "гринго". А вот отношение к русским (точнее, русскоговорящим) - особое. Их ценят за ум, смекалку. Если в очереди за работой будет стоять, скажем, 29 человек и 30-м подойдет русский, то в 99 случаях из 100 вожделенное место достанется именно ему. Про русских даже поговорки слагают. Говорят, например, "Если ты такой умный, то должен жить среди русских".

Сами же представители русской диаспоры весьма настороженно относятся к чужакам - боятся, что в Чили хлынет поток наших далеко не самых благонадежных граждан и отношение к русскоязычным в стране изменится. Пока же русские стараются даже выпятить свою национальность. Сергей, например, носит на шапке пятиконечную звезду.

В Чили живет много потомков эмигрантов, покинувших Россию после революции. Некоторые из них во время Великой Отечественной воевали на стороне немцев. Есть и бывшие красноармейцы. Но 9 Мая, в День Победы, рюмку поднимает каждый - за Родину. Сергею Ростовцеву доводилось бывать переводчиком во время визитов в Чили делегаций из стран бывшего Союза. Приезжали чиновники в далекую страну изучать систему пенсионного обеспечения. А она действительно революционная. В 1980 году государственная пенсионная система была заменена нововведением - национальной системой пенсионных сберегательных счетов, управляемой частными компаниями. Фактически произошла приватизация системы пенсионного обеспечения. И результаты ее функционирования в течение более чем 20 лет говорят сами за себя. Размеры пенсий в новой частной системе уже превосходят на 50 - 100 процентов (в зависимости от того, идет ли речь о пенсии по возрасту, нетрудоспособности или в связи с потерей кормильца) те, которые были бы при старой распределительной системе.

Несмотря на все прелести жизни в Чили и свою обеспеченность, Сергей Ростовцев считал и считает для себя главной (и единственной) родиной Беларусь. Говорит, что, как бы благополучно ни складывалась его жизнь в Чили, все равно вернется в Беларусь - пусть и поближе к старости. Хотя бы потому, что здесь родные места, здесь могилы предков. А пока стоит перед дилеммой - забирать в Чили (с перспективой потом получить там гражданство) своего двухлетнего сынишку, живущего пока у бабушки, или нет?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter