10 июля любимец зрителей Юрий Стоянов отмечает 65-летие

Человек из «Городка»

Артист Юрий Стоянов из числа тех мастеров, кто поздно пришел к своему зрителю и стал популярным. Настоящий взлет Юрия Николаевича связан с юмористической программой «Городок», впервые вышедшей уже в далеком 1993 году. А до этого были годы работы в легендарном БДТ у режиссера Георгия Товстоногова, который не замечал артиста в упор. Единственной заметной ролью за время работы в театре стал Моцарт в спектакле «Амадеус». К юбилею на телеканале «РТР-Беларусь» покажут мелодраму Дмитрия Месхиева «Человек у окна», а в воскресенье телеканал «Культура» пригласит на творческий вечер Стоянова в Доме актера (18:25).

Моцарт в джунглях

«Моцартианское» начало Юрий Николаевич пронес через всю свою жизнь, воплощая на экране людей подвижного ума, азартных, легких на подъем, не лишенных авантюрной жилки. Таковы его персонажи в фильмах «Ландыш серебристый» и «Заяц над бездной» Тиграна Кеосаяна, «12» Никиты Михалкова и многих других.

В новогоднем четырехсерийном сериале «Нежная зима», снятом кинематографистами России и Беларуси в 2005 году, артист воплотил роль кинорежиссера Тарханова. Наверняка он подсмотрел этот типаж скептика-киношника, умудренного жизнью, где-то во время работы. Местом съемки «Нежной зимы» послужил Минск и его улочки, а также интерьеры театра им. Я. Купалы. Еще раньше, в 2000 году, Стоянов снимался в Минске в фантастической комедии Дмитрия Астрахана «Алхимики» по мотивам пьесы английского драматурга Бена Джонсона.

Дорогой Чарли Чаплина

Артист признается, что прозябал и не получал ролей у великого Товстоногова в БДТ до 34 лет. И тогда решил, что надо что-то делать: «…У меня после института было 27 предложений в московские театры. Но эти три неоновые буквы горели для меня такими манящими огнями — БДТ. Чтобы вы понимали, это как будто нашего защитника из «Локомотива» сразу взяли в бразильскую сборную. Даже не могу передать, какой это был рывок для меня, после вуза — в БДТ, к самому Георгию Товстоногову. А что в этом театре придется годами играть «Кушать подано» — не важно, об этом в молодости никто не задумывается». Однако спустя годы уйти из театра все-таки пришлось: «…До 34 лет это все длилось. Для артиста это много. Мне никто не отказывал. Для того чтобы отказали, нужно просить, а я в своей жизни не попросил ничего, ни рубля, ни роли, ничего. Это мой принцип. Я не умею ходить по кабинетам и дружить по необходимости, и улыбаться, когда кошки скребут. Это не ко мне. Я ничего не просил, мне не отказывали. Мне не давали — это уже другая история. Я был просто очень невостребованным в профессии человеком».

Впервые программу «Городок» зрители увидели в 1993 году.
novostivl.ru

До тех пор, пока в жизни Юрия Стоянова в 1993 году не появился «Городок». «Надо было заставить людей рассмеяться — рассмешить людей было очень трудно в 1990-е годы, они были тяжелые, — вспоминает Юрий Николаевич. — Мы решили с Ильей Олейниковым, что должны остаться как высокий пример, как Чаплин, чтобы годы прошли, а время осталось внутри этой программы. Чтобы это был календарик: прошло лет 20, и его можно перелистать, вспомнить себя, какими мы были, а не того, кто был над нами».

«Городок» искренне полюбился зрителям, стал лауреатом премии ТЭФИ и выходил на экраны много лет. Однако 11 ноября 2012 года ушел из жизни Илья Олейников, и в связи с этим программа была закрыта.

От Кочкарева до вампира

Уже в своем звездном статусе Стоянов много лет играл Кочкарева на сцене Московского художественного театра в спектакле Игоря Золотовицкого «Женитьба», а сейчас исполняет на главной московской сцене свой авторский спектакль «Игра в городки».

«Женитьба» стала для Юрия Стоянова успешным спектаклем.
mxt.ru

В этом спектакле рассказы Юрия Стоянова читают артисты Художественного театра и, конечно, сам автор. В 2017 году в свет вышла и автобиографическая книга с этим же названием. «Она написана в жанре рассказа, или очень маленькой повести, — признавался автор. — Под большим влиянием Марка Твена, Антона Павловича Чехова и Сергея Довлатова. Узнаете ли вы что-нибудь обо мне? Конечно, ведь это написано мной и о близких мне людях. Узнаете ли то, чего вы не знали? Наверняка. Я бы просил вас относиться к этому, как к жанру одновременно веселого и грустного повествования. Непонятно, где одно переходит в другое». В конце января 2021 года появился и музыкальный альбом «Где-то», о нем Стоянов говорит так: «Я очень не люблю слово «итоги», но это результат того, что было написано за многие-многие годы, почти за всю жизнь. Там песня, которая написана в 18 лет есть, и песня, которая написана в 63. В этом смысле это важно».

Во время творческой встречи «Вечер для своих» в Минске Юрий Стоянов тепло отозвался о наших белорусских артистах, принимавших тогда участие в популярном телевизионном шоу «Один в один». Стоянов работал там в качестве члена жюри: «Я видел немало ваших земляков в нашем телевизионном проекте «Один в один». Мой любимый артист, я этого не скрываю, Руслан Алехно... Знаете, что всех белорусских конкурсантов объединяет? Если хотите, это даже национальная черта — излишняя скромность. Полное отсутствие наглости и нахрапистости. Конечно же, это является огромным человеческим плюсом. Но! Жутким минусом в шоу-бизнесе. Значит ли это, что вашим артистам нужно становиться другими? Нет! Но вот иметь каждому из них рядом человека понаглее и оборотистее не мешало бы».

Второй сезон сериала «Вампиры средней полосы» должен выйти до конца 2022 года.
mk.ru

Для молодого поколения талант артиста заиграл новыми красками в популярном сериале «Вампиры средней полосы», в котором он сыграл главу семейства, вампира деда Славу. «Вампиры» — сериал со сложной судьбой. Стоянов снялся в первой серии, но потом не смог продолжить работу из-за другого проекта, и роль деда Славы досталась Михаилу Ефремову. После аварии с участием Ефремова Стоянов вернулся в сериал — и его пересняли. Зрители приняли новую работу Юрия Николаевича на ура. Второй сезон популярного комедийного сериала должен выйти до конца 2022 года.

ЦИТАТЫ
«На первом этапе я прошу мне прислать выборку из сценария, отдельные куски, только мою роль. Ты смотришь не на количество слов, а на количество дел, которые совершает персонаж, на поступки. Не на количество смешных фраз и реприз, если речь идет о комедии, а на то, как юмор высекается из какой-то беды, какой-то проблемы, которая есть у человека, какой-то неустроенности. Потом я знакомлюсь с режиссером, потому что мне важно, в какой компании я проведу какой-то кусочек моей жизни, который мне больше никто не вернет. А дальше уже, скрипя зубами, нехотя, от полнейшей бе­зысходности я читаю сценарий».
«Времена меняются, меняется жизнь, но все равно в кругу друзей я неизменно беру одну из своих гитар, а их в моей коллекции уже более 20, и пою. Благодаря ненавистному всем ковиду я смог не только завести Instagram и YouTube, но и разобрал свои старые записи, а также сделал несколько новых».

ФАКТ

Однокурсники Стоянова по ГИТИСу — Татьяна Догилева и Виктор Сухоруков, который к тому же был соседом Стоянова по комнате в общежитии института.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter