В спектакле играют Владислав Демьяненко — он родился в Гомеле, и Виола Лобань — родом из Минска.
Режиссер Андрей Сидельников рассказал «СОЮЗу» о постановке.
— Заходишь в зрительный зал и видишь на экранах глаз крупным планом. Что вы в это вкладываете?
— Вся наша жизнь сегодня зафиксирована: фото, селфи, видео, навигаторы, голосовые помощники на наших гаджетах, съемки уличных камер, посты в соцсетях. Личное пространство человека очень сильно сузилось. Все время кто-то наблюдает, подсматривает за нами. И никуда не спрятаться от этого. В каждой квартире телевизоры, телефоны, компьютеры, камеры... Многие зрители прекрасно понимают эту метафору, которую можно трактовать и не так бытово, на самом деле.
— Современная притча в жанре роуд-муви — так определен жанр спектакля.
— Да, герои путешествуют сквозь ночь, с ними происходят разные происшествия. И наконец приходят в утро и понимают, что это было путешествие души. Вообще это путешествие — поединок с самим собой. Один из героев, одна сторона нашего я, не хочет никому помогать, он хочет просто жить и не вникать ни в чьи проблемы. И все время спорит с другом: зачем кому-то помогать? А другой с ним не согласен и помогает всем, кто им встречается в этой ночи. В финале друг, который всем помогает, уходит, исчезает. Как все лучшее в человеке. А второй — никому не нужный, без семьи, без детей, старый, проживший бесполезную жизнь — остается. Все это случилось за одну ночь, которая оказалась длиною в жизнь.
— Чем вас привлекла эта пьеса-монолог?
— Привлекла аскетизмом и темой. В ней заложены очень актуальные вопросы, на которые мы сегодня пытаемся ответить. Темы одиночества, страха, потери себя. У одного из персонажей пьесы, потерявшего семью в аварии, есть ключевой монолог о том, что жизнь прекрасна только в детстве и в молодости, а потом начинаются расставания с близкими и родными, жизнь забирает все.
Я часто вижу после спектакля растерянные лица, задумчивые. Зрители уходят не на драйве, как после «Ревизора» или «#ПрощайИюнь». Но спектакль «Друг мой» для того, чтобы задуматься, заглянуть внутрь себя и попробовать не убить в себе того хорошего друга, которого в итоге теряет герой пьесы Константина Стешика.
Я впервые взялся за драматургию белорусского автора. Хотя много пьес читал. Белорусские драматурги уже давно находятся на подъеме. Если какая-нибудь пьеса откликнется во мне, то обязательно буду ставить.
— Что вас лично связывает с Беларусью?
— Раз в год я езжу в Беларусь. Я там жил, в городе Новополоцке оканчивал школу. И первый театральный опыт оттуда: с девятого класса ходил в Новополоцке в любительский театр «Время». Потом учился в Минском институте культуры. Мои родители жили в Беларуси, сейчас там есть друзья.
В свое время мы с театром ездили на Международный молодежный театральный форум «М.art.контакт» в Могилев.
Кстати, в спектакле «Друг мой» играют актеры Владислав Демьяненко — он родился в Гомеле, и Виола Лобань — родом из Минска.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Константин Стешик, драматург:
— «Друг мой» — это монопьеса, написанная специально для театра. Помимо «Субботы» этот текст поставлен в МХТ имени Чехова, в Камчатском театре драмы и комедии и других.
Я давно хотел написать текст про двух добрых друзей, путешествующих по ночному городу, но сложился, оформился в пьесу «Друг мой» только недавно. Можно сказать, что этот текст — результат многих лет жизни в постсоветском спальном районе Минска.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Спектакли по пьесам Константина Стешика в репертуаре петербургских театров: «Спички» в ТЮЗе им. Брянцева, «Голова» — в Театре «На Литейном».
Директор Республиканского театра белорусской драматургии Светлана Карюкина сообщила «СОЮЗу», что их труппа привезет в июне в Москву на Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова спектакль «Камень глупости» по пьесе Стешика.
Светлана Мазурова
sm2004@list.ru