В эти дни Михаил Петров мог бы отмечать 80-летие
Человек–экспромт
Сердце
Говорят, каждый актер мечтает умереть на сцене. Думать о прощании с публикой Михаилу Петрову было рано. Напротив, тогда для него не было ничего важнее новой постановки: ТЮЗ готовился к премьере спектакля по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», в котором Петров играл старшину Васкова. Но финальную точку в его жизни поставила все же не вода, а сцена.
Он был отменным пловцом. Юлия Нестеровская, дочь актера, вспоминает, что и то роковое озеро в Острошицком Городке он переплывал не раз. Медики подтвердили: Михаил Петров не утонул. У него остановилось сердце.
— Он был в очень хорошей физической форме. В одно время, когда карате было в моде, театр пригласил тренера, и потом отец занимался самостоятельно. Не помню случая, чтобы он пожаловался на здоровье. Лишь однажды пришел домой неожиданно тихий: «Спроси меня, где я сегодня был? В реанимации!» Оказалось, стало плохо с сердцем, театр вызвал «скорую», но как только отпустило, отец ушел из больницы под подписку. Мол, как так — спектакль на выходе, а он заляжет болеть? «А зори здесь тихие...» публика так и не увидела. На сдачу спектакля худсовету я привела своих коллег, совсем не театралов, никто из них и не рассчитывал увидеть в ТЮЗе такое: взрослое и настоящее. Но премьера обернулась прощанием.
В фильме «Дубровский»
На каждой репетиции отец выкладывался в полную силу. Потом я не раз вспоминала восклицание, вырвавшееся у него раз за ужином. Сглотнул ком в горле и произнес: «Сил моих больше нет этих девочек хоронить, все сердце в клочья». И вдруг реанимация... Наталья Башева, режиссер постановки, позже, будто оправдываясь, говорила мне, что просила его только реплики подавать своим партнершам, не сомневаясь, что Петров и без долгих репетиций сыграет как надо: «Но опять вижу, как он рвет душу, снова переживает все, будто впервые». Столько всего сошлось. Отец никогда не позволял себе халтурить. А тут такая роль — как он был счастлив, когда ее получил! И, конечно же, не мог подвести «своих девочек», молодых актрис, которые также очень ждали эту премьеру. Не говоря уже о ветеранах — для этих людей он готов был на все.
Овации
Отец Михаила Петрова погиб в самом начале войны. Мать, оставив сына в деревне на чужих людей, ушла в партизаны. Дети, старики и животные, которыми ограничился тогда его детский мир, всю жизнь были для Михаила Владимировича ближе, понятнее и дороже прочих — и на сцене, и далеко от нее. Первых «дедов» он начал играть еще совсем юным, перевоплощался в них тысячи раз, и каждый раз это были очень разные роли. Но — мудрые, трагичные или комичные — все старики Петрова вызывали неизменное сочувствие. То же, что переживал он сам, наблюдая за прототипами своих героев на улицах, в автобусах или магазинах. Дочь была свидетельницей этому многократно:
«Про Красную Шапочку»
— Он очень любил стариков, жалел их невозможно. Обычная история: заходим в гастроном, отец замечает бабушку, которая выкладывает на весы два помидора, тут же просит продавца «доложить до килограмма», оплачивает покупку и уходит. Как все актеры, он, конечно, любил внимание, но здесь ему не нужны были овации.
В кино он снимался немало, но белорусских актеров тогда редко приглашали на полноценные роли. Заурядная ситуация, когда у кого–нибудь из российских звезд «на подпевках» два наших народных артиста, и часто один из них — мой отец. В картине «Любить по–русски» от его героя остались считаные кадры, хотя материала сняли много, и работал он с большим воодушевлением. Когда я посмотрела фильм, не удержалась от замечания, как же обидно — почти все вырезали. «Зато когда я играл эти эпизоды, мне вся площадка аплодировала, а это дорогого стоит!» — возразил отец.
Такие разные лица в сказках Леонида Нечаева: «Проданный смех»
Курица
— В спектакле «Ищи ветра в поле» «играла» настоящая курица, в Доме юннатов взяли. До новогодних праздников прямо в театре она и жила. И тут — длинные выходные, все по домам, а курицу куда? Решили было закрыть в гримерке, но он возразил: «Как можно, она мой партнер!» И забрал домой. Курица осталась у нас. В дни спектаклей отец на городском транспорте отвозил ее в театр и обратно, лечил ей насморк, потом у нее еще цыплята появились — отдали в Дом юннатов. А однажды она умерла. Что–то проглотила, упала, не шевелится. Я рыдаю, отец в растерянности повторяет, мол, как же это, нельзя вот так. И вдруг хватает эту курицу, хлопает по животу и делает ей... искусственное дыхание. Курица дергает лапой, другой, вскакивает, отряхивается — и пошла по своим делам как ни в чем не бывало.
Микола в «Купальской ночи»
Но срок жизни спектакля оказался намного длиннее куриного. «Партнерши» менялись и неизменно «прописывались» в нашей квартире. Несли яйца, летали по комнатам (все были бентамками, а они неплохо летают). И послушно выполняли команды отца.
Трава
— В детстве я не осознавала, насколько необыкновенным человеком был мой отец, думала, так живут все. Скажем, заходит ко мне в комнату. Я вижу, что это мой папа, никаких масок он не надевал, максимум что мог накинуть на себя — плед. И начинает говорить голосом Бабы–яги, не меняясь в лице, а мне страшно до ужаса. Или смешно до колик. Моя дочь не даст соврать. Позже и она испытала на себе всю силу его актерской убедительности.
Театр продолжался даже дома, причем и здесь отец не халтурил. Каким замечательным Карлсоном он был когда–то! Очень любил эту роль и, встретив маленького ребенка, мог войти в образ даже на улице или в скучной магазинной очереди, не смущаясь, что родители часто его не понимали. Зато дети включались в эту игру на раз–два. А как возражал, когда я начинала размышлять, что пора бы его внучку начинать учить музыке или отдать в какую–нибудь школу раннего развития: «Только когда сама захочет. Дети должны расти, как трава». Я пыталась спорить, а вдруг ребенок ничего так и не захочет? «Значит, ему это не нужно. Как трава».
Как он жалел, что не видел, как я росла! Репетиции, вечерние спектакли, после которых родители возвращались домой, когда я уже спала. Мама, Светлана Владимировна Воронкова, была художником–гримером и главным папиным критиком — к ее мнению о своих ролях он прислушивался в первую очередь. «Если бы я раньше знал, как это здорово!» — восклицал, наблюдая за внучкой. И они вместе ползли к «большому каньону» в другую комнату — для моей дочери сочинялись новые сказки.
Акварели
— У него все получалось. Самостоятельно шил себе брюки (был стилягой в своем Волковыске в юности), мастерил нам с мамой эффектные туфли, в которых мы долго ходили. А когда мама купила себе вязальную машину, увлекся и начал вязать. Рисовал прекрасно. Только акварели отсырели на даче, не дорожил ими. Кстати, дачный домик он также построил сам, шутил еще: «Мне весь Советский Союз помогал!» Мы тогда жили на Куйбышева, и в соседнем дворе была мастерская от завода «Горизонт», куда возвращали бракованные телевизоры в ящиках со штампами чуть ли не всех советских городов. Из этих выброшенных ящиков отец и возвел нашу дачу. Причем ездил туда исключительно на велосипеде.
Окончив Белорусский театрально–художественный институт, Михаил Петров получил распределение в ТЮЗ — большим сценам тогда нужны были «герои», а на «героя», по мнению худруков и режиссеров, он никак не тянул. Годы спустя те же большие сцены приглашали его насовсем (время от времени Петров играл в спектаклях Горьковского и Купаловского театров), но он предпочел остаться там, где публика видела его чаще в образе кота или сказочного деда, а если в пьесе Шекспира — шутом. Как верный своему цирку коверный, обладающий талантами фокусника и эквилибриста, но остающийся клоуном. Найдите в интернете по случаю юбилея Михаила Петрова забытую короткометражку 1977 года «Колесо» с его единственной, берущей за душу главной киноролью. Вспомните несуразного Миколу из фильма «Купальская ночь», его такие разные лица из киносказок Леонида Нечаева, старавшегося собрать в своих картинах всех любимых актеров. Мало, конечно, осталось, и жаль. Но клоуны и за короткое время успевают сказать очень много. И помнят их долго.
cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.