Человек другой породы

Петр Демьянович Рябко — особый для Беларуси человек...

Какой мальчишка не мечтает стать настоящим путешественником, переплыть все моря и океаны, побывать на экваторе, посетить самые живописные уголки планеты? Какой мужчина хоть раз в жизни не желал бросить все: надоевший быт, работу, каменные джунгли города — и уплыть по воле волн в неведомые края? Да, наверное, нет таких. Однако далеко не каждому удается воплотить свои мечты и порывы в жизнь. А для Петра Рябко морские путешествия — привычная повседневность. Как может быть иначе, он теперь, после более чем 10 лет жизни на яхте, уже и не представляет.

Накормивший нас рыбой

Петр Демьянович Рябко — особый для Беларуси человек. Он обеспечивал нашу страну морской рыбой, причем доступной для кошельков обычных граждан, в самый непростой период новейшей истории республики — сразу после развала СССР.

Пожалуй, нет человека, пережившего тот трагический период истории, который не помнил бы пустые полки магазинов, нищенские зарплаты и отчаяние людей в связи с происходящим. Тотальный дефицит и дороговизна коснулись в первую очередь самых необходимых и полезных для человека продуктов питания. Тогда белорусы вообще перестали получать ценнейший продукт — морскую рыбу. Старые связи, имевшиеся в Советском Союзе, автоматически прервались, суда, которые прежде доставляли нам рыбу, были приватизированы. А частники, получившие их, стали преследовать интересы своего кошелька, а не отвечать потребностям простых людей.

В тот сложный период в Администрации Президента Беларуси поставили непростую по тем временам задачу: насытить белорусский рынок дешевой морской рыбой: сельдью, скумбрией, салакой и т.д.

В первую очередь попытались найти партнеров в России. Там добывать для нас рыбу не возражали, но ставили невыполнимые условия. Многие тамошние рыболовные суда успели обветшать, морально устареть, вот и попросили их владельцы: вы нам — деньги на ремонт, а мы для вас — в море за рыбкой.

Посчитали, прикинули — нет, рыба в этом случае получится совсем не дешевая.

На наше счастье, нашелся в Клайпеде капитан дальнего плавания, человек с большой душой Петр Рябко. Он, искренне переживавший развал СССР и все беды, обрушившиеся на жителей так называемого постсоветского пространства, охотно пошел белорусам навстречу. Понимая, что цены на морепродукты должны быть минимальными, чтобы потреблять их могли все слои населения, он пошел на очень выгодные для нас условия. В результате Беларусь зафрахтовала два судна, которыми владел капитан. Они-то исправно и обеспечивали белорусов свежей рыбкой. Причем мы впервые в истории ели свою, белорусскую селедку да скумбрию. На упаковках с добытым продуктом было написано: «Сделано в Беларуси». А это звучало гордо!

Дело в том, что, по существующим законам, рыба, добытая в Мировом океане на судне, за­фрахтованном той или иной страной, считается продуктом, произведенным в этой стране. Как говорится, чье судно, того государства и рыба. А это значит, что такая продукция не облагается налогом на добавленную стоимость и таможенной пошлиной. То есть автоматически становится значительно дешевле.

Такой удачный опыт породил идею влиться в ряды морских держав на постоянной основе, завести свои суда, поднять на них белорусский флаг и бороздить просторы Мирового океана во благо нашего народа.

Но из-за объективных и субъективных обстоятельств это сделать не удалось. А потому сегодня белорусы едят отнюдь не дешевую рыбу.

Но тогда благодаря всесторонней поддержке Петра Рябко наши граждане не остались без доступных и качественных морепродуктов.

К слову, капитан искренне сожалеет, что Беларусь до сих пор не состоит в числе морских держав. Он не раз встречался с послом Беларуси в Великобритании и обсуждал возможность сделать белорусский флаг «конвертируемым» в Мировом океане.

Может быть, однажды лед и тронется…

Беларусь, ставшая родной

Петр Демьянович родом из Украины, из Черниговской области.

Но считает себя гражданином не существующей более страны — разрушенного СССР. По сей день болит его душа об утраченном, таком дорогом и незабываемом. Ведь в той могучей державе, которой больше нет, он родился, получил образование, закончив мореходку, а потом Калининградский технический институт, стал капитаном с большой буквы. Там были дом, тепло, уют, уверенность в завтрашнем дне и настоящее братство народов. Он до сих пор не делит бывшие союзные республики на разные (теперь уже конкурирующие между собой) страны.

Да и как может быть иначе, если родительский дом находится на украинской земле, его дочь живет в Латвии, сам он много лет жил и работал в Литве (так и стал после развала государства литовским гражданином), а погибший во время войны отец похоронен в Беларуси, в братской могиле в Светлогорском районе. Каждый год, и это стало уже доброй традицией, он приезжает в наши края. По зову сердца.

Впрочем, тянет его сюда еще и потому, что Петр Рябко всей душой поддерживает внутренний и внешний курс нашей страны. Он уверен, что Беларусь — единственная республика бывшего СССР, сохранившая человеческое лицо. «Белорусы —молодцы, — говорит он, — вовремя нашли своего Батьку, который не ворует, как большинство правителей, а думает о своем народе. Я здесь чувствую себя очень тепло и комфортно. За свою жизнь я объездил десятки стран и хочу сказать, что таких чистых городов, как в Беларуси, надо еще поискать. Любому обществу нужна справедливая государственная рука. У вас она есть — отсюда порядок и социальная справедливость».

По морям, по волнам

Многое повидал на своем веку Петр Демьянович, много невзгод перенес. Наверное, за это, как он сам считает, на склоне лет судьба преподнесла ему щедрый подарок — встречу с будущей женой, Гиной.

Гина — тележурналист, немка по национальности, тоже считает, что у нее отняли родину — ГДР, в которой она выросла.

Вместе они переехали жить в Лондон. Там была работа. А когда судоходной компании, в которой работал наш герой, «помогли» обанкротиться, решили, что с работой пора «завязывать». Тем более возраст уже позволял уйти на заслуженный отдых.

Но вести размеренную пенсионерскую жизнь Петр и его жена не смогли — это люди другой породы. Идея стать свободными мореплавателями пришла, можно сказать, спонтанно. Как-то погожим деньком они плыли на прогулочном катере по Темзе, и Петр спросил у своей спутницы: «А хочешь увидеть Патагонию?»

Это особая земля, воспетая романтиками, манящая своими красотами. И Гина не смогла отказаться.

После этого разговора пара приобрела маленькую (длиною чуть менее 9 метров) яхту «двадцатилетней выдержки», которую Петр своими руками довел до ума. Ее назвали «Педрома». И она стала для путешественников настоящим домом.

Первый пробный рейс, прежде чем отправиться по волнам океана, они совершили недалеко — к дочери в Латвию. А на обратном пути посетили 40 портов. Потом были еще сотни портов, рассветы и закаты в океане, острова и материки…

Уже более 10 лет живут они на своей яхте, кочуют по всему земному шару. За это время успели не раз пересечь Атлантику. И не собираются на этом останавливаться. А в свой дом на суше, в Лондоне, наведываются всего лишь раз в году — летом.

«Sin Patria»

Многие скажут: «Да они осуществили самую смелую мечту многих людей!» И это будет правдой. Яхта — это свобода, а свобода — это счастье, считает Петр Демьянович.

Эта пара, можно сказать, всегда в пути. Так, в пути они встретились и подружились с легендарным российским путешественником Федором Конюховым. Встречи с интересными людьми (а среди тех, кто решил посвятить свою жизнь вечным странствиям, иных не бывает) — обычное дело.

Годы путешествий дали столько впечатлений, что вполне могло бы хватить на несколько жизней. Наш герой уже написал об этом две книги. Первая называется «Капитан, родившийся в рубашке». Вторая имеет грустное название «Sin Patria», что в переводе означает «Без родины». Для Петра, потерявшего свою родину — СССР, и Гины, лишившейся ГДР, по-настоящему родной стала «Педрома». Яхта сделала их просто людьми, которым принадлежит Мировой океан.

Сейчас готовится к печати третья книга путешественника. И издана она будет в нашей стране.

Страны с человеческим лицом

Петр Рябко считает Беларусь образцом, на который должны равняться страны постсоветского пространства. А в Латинской Америке главным центром борьбы за справедливость он считает Венесуэлу. В Южном полушарии это любимое государство наших путешественников.

Не зря маленькая «Педрома» часто причаливает к его берегам и подолгу стоит там на якоре. 

 «Наши друзья в Лондоне сделали майки с портретами Чавеса. И мы носили их во время президентских выборов в Венесуэле. Многие венесуэльцы, видя «гринго» с портретом их лидера на груди, подходили и жали нам руки, обнимали…» — вспоминает капитан.

Петр и Гина всей душой приветствуют усилия Уго Чавеса в построении социально справедливой модели общества.

А как может быть иначе? До его прихода к власти свыше 50 процентов населения страны жили за чертой бедности, сегодня, по свидетельству ООН, эта цифра снизилась до 6 процентов. Это рекорд!

К слову, капитан не оставляет усилий и по «конвертации» белорусского флага — регулярно поднимает его на своей маленькой яхте.

«Я очень рад, что Беларусь и Венесуэла так активно сотрудничают. Хорошие люди должны быть вместе, это делает их сильнее», — считает он.

На снимке: Петр РЯБКО и его Гина.

Фото: семейный архив

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter