Человек читающий

В прошлом году на 1 миллион жителей Беларуси было издано 1 тысяча 200 книг, что значительно выше среднемирового уровня Буквально на днях были впервые озвучены результаты социологического исследования по вопросам белорусского книжного рынка. Доктор социологических наук, профессор, директор Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета Давид Ротман поделился сведениями, часть из которых стала неожиданностью даже для издателей и распространителей книг. Остаемся ли мы по-прежнему читающей нацией? Кто чаще берет в руки книги — молодые или пожилые? Откуда белорусы узнают о литературных новинках и что влияет на выбор издания? Исследование рынка книжной продукции социологи провели в конце прошлого года. Итак, какие же факты установили ученые?

Кто читает?
Вообще не берут книгу в руки 15,5 процента опрошенных. Еще 23,1 процента делают это очень редко. По словам Давида Ротмана, к настоящим читателям можно отнести оставшиеся 61,4 процента респондентов. Кто же самые активные любители чтения внутри этой группы? Женщины повышают свой культурный уровень посредством книги активнее — мужчины составляют всего 42,8 процента постоянных книгочеев. Молодежь, как бы ни ворчало старшее поколение, больше других интересуется книжной продукцией: люди в возрасте от 18 до 29 лет составляют 39 процентов всех читателей в стране. Впрочем, работа с учебниками и учебными пособиями также считается, поэтому вся многочисленная армия студентов и учащихся ссузов прибавила веса этой возрастной категории. Вторая по численности группа читателей находится в возрасте 45—59 лет (27,5 процента от всех респондентов).
Как ни странно, уровень образования не слишком влияет на склонность к чтению. Люди со средним специальным образованием, по результатам исследования, читают чаще других — 37 процентов опрошенных. Однако такой результат, по мнению Давида Ротмана, объясняется двумя причинами. Во-первых, эта группа просто более многочисленна в составе населения, вот они и “попадались” социологам чаще. Во-вторых, к этой категории ученые отнесли и студентов с незаконченным высшим образованием. Горожане читают значительно чаще, чем сельские жители: 82,1 процента книголюбов живут в городе.
Где брать книги?
Чаще всего белорусы берут книги у знакомых, родственников или коллег — более чем в 50 процентах случаев. Второй популярный источник знаний — личная библиотека, на третьем месте — покупка книг. В принципе это одно и то же. В библиотеку обращаются за нужной книгой 29,1 процента читателей. Где чаще всего покупают белорусы продукцию издательств? 76,5 процента отдают предпочтение привычным книжным магазинам. Второе по популярности место покупок — книжный рынок. Ученые отдельно изучили поведение покупателей книг. По возрасту и полу они не сильно отличаются от читателей, и это естественно. Активнее других покупают книги молодые люди до 29 лет.
Хватает ли белорусам книжных магазинов? 56 процентов считают, что точек продажи книг достаточно. Однако треть респондентов жалуются на то, что их не хватает, и это повод задуматься книгорас-пространителям.
Как выбрать?
Вероятно, стоя у книжных развалов в магазине или на рынке, вы не раз задумывались, как же правильно выбрать книгу, чтобы позже не разочароваться. Согласно исследованиям, главный фактор в решении совершить покупку — доступность по цене (87,9 процента респондентов упомянули этот пункт). Посмотрев цену, белорусы проверяют, удобен ли для чтения шрифт (78 процентов). И только на третьем месте по значимости оказался посыл “написано автором, чьи книги нравятся”. Затем идут “удобная книга по формату”, “добротно издана, красочно оформлена”, “все советуют прочесть”, “новинка”, “издана в рамках серии, которую обычно покупаю”, “наиболее известная, популярная”, “выпущена издательством, которому доверяю”. Фактор “широко прорекламирована” важен всего для 27,6 процента опрошенных. По мнению Давида Ротмана, это не значит, что белорусы не воспринимают рекламу книг, ведь наружная реклама ростов работает все лучше и лучше. Ее попросту слишком мало! “Люди, отвечавшие на этот вопрос, видимо, не понимают важности этой рекламы для себя”, — отмечает социолог.
Факторный анализ показывает, что на решение белоруса купить книги в первую очередь влияет “виртуальный позитивный имидж издания”. То есть человек слышит об этой книге что-то положительное, еще не видя ее.  Заставляет совершить покупку и внешняя привлекательность издания. Третий фактор — ценовая доступность. Как видим, далеко не на первом месте автор книги. Что бы вы предпочли купить — хорошо оформленную книгу дороже или хуже оформленную книгу дешевле? Опрошенные разделились на три равных лагеря. Таким образом, процент людей, готовых купить дорогую красиво оформленную книгу, достигает 30 процентов, и это говорит о росте благосостояния читателей.
Дотошные социологи поинтересовались у книголюбов: достаточно ли, на их взгляд, на нашем рынке белорусскоязычной литературы? Большинство респондентов затруднилось ответить (45,5 процента ничего об этом не знают), а о том, что недостаточно, говорят 15,7 процента респондентов. Удовлетворены ценами на книги белорусских издательств почти 50 процентов опрошенных.
Что предпочитают?
Какие книги выбирает белорусский читатель? На первом месте предсказуемо оказались литературно-художественные произведения.  За ними следуют развлекательные издания для досуга. Учебники и справочники в этом своеобразном рейтинге популярности замыкают тройку лидеров. Затем идет научно-популярная и научная литература и, наконец, массово-политические издания.
  Откуда же наши люди получают информацию о книжных новинках? Хотя реклама — двигатель торговли, для белорусского книжного рынка это совсем не актуально. “Сарафанное радио” — вот основной канал информации для белорусского читателя. Иногда — из телерекламы или газет. Ни радио, ни наружная реклама в пропаганде новых книг практически не участвуют.
Как видно из исследования, интерес к книге у белорусского читателя не пропал, а наши издательства в последние годы предоставляют ему все больший выбор книг, да и российских изданий хватает. При таком количестве предложений нетрудно растеряться, а информации о новинках из СМИ, как показало исследование, читатель получает мало. И тем не менее книга востребована как никогда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter