В приграничье процветает серый бизнес по доставке из России китайских бандеролей

Челноки на посылках

Год назад в апреле в стране ужесточили лимиты беспошлинного ввоза товаров. В первую очередь нововве-дение коснулось предприимчивых людей, привыкших пользоваться интернет-магазинами и лично совер-шать вояжи за рубеж исключительно с коммерческой целью. Резко активизировались российские посредни-ческие фирмы, с помощью которых дельцам удается избежать  таможенных платежей. Журналист «Р» раз-биралась, как работают «серые» схемы.

За посылкой — в Рудню


Сотрудники «Белпочты» говорят, что в обход нашей почтовой службы из России в Беларусь фурами везут посылки из зарубежных интернет-магазинов. Они предназначены нашим получателям. Речь о том, что в этом плане активизировались многочисленные посреднические службы, да и сами белорусы уже давно протоптали дорожки к российским почтовикам. Поэтому первый вариант ухода от таможенных платежей, который я решила проверить на собственном опыте, — заказ почтовых отправлений до востребования в ближних российских регионах. Там, кстати, лимиты намного привлекательнее — до тысячи евро и 31 килограмма. Причем эти ограничения не касаются неделимых товаров. То есть, если я захочу получить по почте жарочный шкаф стоимостью в 1 тысячу евро и весом в 30 кило, мне лишнее платить не придется? Проверим.

Почта России отправляется в рейс.

Итак, для того чтобы добраться дизель-поездом из Витебска в российскую Рудню, требуются примерно час времени и 1,7 рубля в одну сторону. По дороге интересуюсь у проводниц: как часто они видят пассажиров, которые возвращаются в Беларусь с посылками в руках? Девчата дипломатично отшучиваются: они обращают внимание исключительно на наличие проездных документов.

Что ж, настоящее расследование еще впереди. Итак, я — индивидуальный предприниматель из Лиозно (приграничный район. — Авт.). Приехала в Рудню для налаживания мостов и проработки каналов поставки товаров из зарубежных интернет-магазинов. Сначала якобы в разовых целях для семейных нужд, а в скором будущем — возможно, и для бизнеса на регулярной основе.

Витебчанин Тимофей ЧИСТЯКОВ, получая посылки в Рудне, не нарушает никаких законов.

…В зале Руднянского районного почтамта многолюдно, но для «перспективного» клиента делают исключение. Консультируют вне очереди и, узнав о цели визита, отправляют в бухгалтерию — детально обсудить условия сотрудничества. Бухгалтеры предлагают заключить договор на аренду абонентского ящика. Это, мол, поможет мне в будущем сэкономить время — все извещения о посылках будут храниться там. Почтовики сообщают: количество белорусских клиентов у них за последний год резко возросло. Пришлось даже устанавливать дополнительные ящики для абонентов.  Интересуюсь подробностями: годовая стоимость аренды ящика для частного лица — 1612 рублей, для юридического — 3951 рубль. Обещаю подумать и прошу разъяснений по ограничениям: не будут ли вызывать мои посылки настороженность российских таможенных служб? Чтобы найти ответы на все волнующие меня вопросы, советуют побеседовать с Ольгой Николаевной — именно она занимается посылками.

Миловидная дама рада помочь. Но искренне рекомендует с абонентским ящиком не заморачиваться — во-первых, ей сложно разбрасывать по ячейкам множество извещений, а во-вторых, мне все равно придется выстоять очередь, причем дважды. Сначала за ключиком от ящика, потом — за самой посылкой:

— Подходите сразу к оператору — будет быстрее. А отследить путь посылки и ее прибытие на место можно по интернету. Не получится у вас сразу приехать — не беда. Посылка может храниться у нас целый месяц. У нас сотни ваших соотечественников обслуживаются  — никто не жалуется.

Руднянка Светлана ЧАСОВСКИХ утверждает: у ее дома, соседствующего с почтой, паркуются десятки белорусских клиентов

Делаю удивленное лицо: так я, получается, не одна такая «умная»? Ольга Николаевна добродушно смеется: ежедневно в Рудню приходит около сотни иностранных посылок — больших и маленьких. Две трети из них адресованы белорусам. Случаи особого интереса со стороны таможенных служб, претензий по весу или стоимости ей не известны. Правда, изредка вместо посылок приходят извещения с просьбой к клиенту явиться в Смоленск для растаможки груза. Но это — исключительные факты, и чем они вызваны — неизвестно. Завидую: вот как вам, российским почтовикам, мол, повезло — после нововведений в Беларуси  клиентов, получается, прибыло? Ольга Николаевна этой радости не разделяет, честно признается: работы стало больше, а зарплата по-прежнему мизерная — 10 тысяч российских рублей.

Благодарю за консультацию и обещаю вернуться. Уже за посылками. На прощание у входа достаю фотокамеру. Сотрудники «не замечают», как я тайком делаю пару фотоснимков: мало ли что взбрело зарубежной гостье в голову — может, проверяет систему безопасности, волнуясь за будущий товар?

Полицию не вызывали?


Читатели спросят: к чему такая таинственность? Достала журналистское удостоверение, показала и все узнала. Поясню: к сожалению, на российской территории такие прямые подходы просто невозможны. Испытано, и не единожды, на собственном опыте. С белорусским журналистом «без разрешения Москвы» даже на самые безобидные темы отказываются общаться не только представители местной власти, начальники региональных полицейских ведомств, но даже руководители районных промышленных предприятий. Например, в прошлый раз директор молокозавода категорически отказалась назвать количество вакансий и наиболее востребованные специальности на своем производстве — коммерческая тайна.

И на этот раз пришлось идти обходными путями. Которые, кстати, все же  в итоге заставили меня рассекретиться. Возле почтамта сфотографировала почтовую машину, отправляющуюся в рейс. А потом решила побеседовать с хозяйкой яркого домика, располагающегося по соседству с почтовиками, — она как раз рыхлила грядку с клубникой. Светлана Часовских подтвердила: возле ее ворот ежедневно паркуются десятки автомобилей с белорусскими номерами — люди приезжают за посылками. Пока мы разговаривали с огородницей, к нам подошли ответственные работники почтамта и строго попросили наконец-то объяснить: что это я здесь выискиваю? Они, мол, наблюдая за моими передвижениями, уже собираются вызывать полицию…

На Руднянском почтамте.

Пришлось представиться и объяснить истинную цель визита. Почтовые работники явно разочарованы. Оказывается, вначале они приняли меня за человека, которого прислали сверху, чтобы оценить их работу с клиентами. Поэтому и были так предупредительно вежливы, терпеливо отвечали на мои вопросы. Теперь же, не  скрывая огорчения, посетовали: если бы раньше знали, что я журналист, слова не сказали бы. Уже после рассекречивания мне разрешили несколько минут побеседовать с начальником Руднянского районного почтамта Владимиром Гнатенко. Он сообщил: с учетом спроса на пересылку крупногабаритных товаров «Почта России» сейчас прорабатывает целесообразность создания узловых пунктов выдачи нестандартных посылок. Услуги этих пунктов будут доступны и для белорусов. Что касается статистики и подробностей обслуживания зарубежных клиентов — Владимир Викторович отказался их разглашать. И уже традиционно сослался на Москву… Так что прихожу к однозначному выводу: моя первоначальная тактика таинственности была очень даже верной. Несмотря на вполне реальный риск последующего объяснения с сотрудниками полиции.

Танки в коробке


У крыльца  встречаю земляка: витебчанин Тимофей Чистяков торопится успеть на дизель-поезд Рудня — Витебск:

— Приехал сюда утренним рейсом и им же возвращаюсь обратно. В запасе всего 50 минут. Обычно этого хватает, чтобы быстрым шагом дойти до почты, получить посылку и вернуться на железнодорожную станцию. В итоге путешествие в Россию занимает около трех часов. Удобно. Посылки получаю часто — вот эта пришла из Британии. Стоимость — свыше 250 долларов. Конечно же, у нас я бы за нее здорово переплатил. Приходится выбирать вот такой витиеватый путь. Ничего коммерческого не заказываю. У меня хобби — клею танки. Сбрасываемся с друзьями и покупаем необходимые для этого расходники за рубежом — у нас их попросту нет. Конечно же, если бы таможенные лимиты не были такими ограниченными, с удовольствием пользовался бы услугами своей почты. Мотаться туда-сюда — лишние проблемы... Но сейчас я ничего не нарушаю, так же как и мои попутчики — всегда встречаю на российской почте нескольких земляков. Они приезжают сюда с аналогичной целью.

Руднянские почтовики говорят, что после ужесточения лимитов беспошлинного ввоза в Беларусь клиентов из нашей страны у них существенно прибавилось.

Тимофей Эдуардович работой российских почтовиков далеко не восхищен. Идут посылки долго, сохранность никто не гарантирует, коробки могут быть повреждены. Как-то друг заказал бронзовые изделия, а россияне посылку притормозили и пытались признать ее содержимое ценным достоянием своей страны. Слышал, что часто требуется растаможка — если есть вопросы по превышению стоимости или необходимо лично подтвердить хозяйские права. Но все равно, по его мнению, совершать почтовые вояжи сюда, в российскую глубинку, выгоднее, чем переплачивать дома.

Кстати, так же думают десятки жителей приграничного региона, регулярно приезжающие в Рудню на автомашинах. Кто-то заказывает посылки из зарубежных интернет-магазинов на имя своих друзей, родных и просто знакомых руднянцев. Но большинство пользуются услугами почты без посредников. Интересно, что на российскую сторону таких визитеров зачастую, как рассказали мне бывалые «путешественники», пропускают даже без зарубежной страховки авто. Магические слова — «Я на почту!». До Рудни от шлагбаума — пять километров…

Свято  место  пусто  не  бывает


Как, не сокращая количество зарубежных покупок, избежать лишних трат на уплату таможенных платежей? О других способах решения этой очень даже простой для профессионалов задачки мне рассказала молодая мама из Витебска Ирина (по просьбе героини ее фамилию оставляем в тайне. — Авт.):

— Покупки за рубежом делаю уже три года. Новые правила не стали препятствием. Поездка в Рудню всего лишь один из вариантов. А их существует множество. Например, в одном из наиболее популярных магазинов AliExpress есть специальная рубрика moll для заказа товаров — воспользовавшись ею, ты автоматически даешь добро на то, чтобы твоя посылка была сформирована на московском складе. Правда, покупка обойдется дороже, чем сделать это напрямую. Но в итоге адрес отправителя — Россия, а товар китайский. И никаких тебе таможенных платежей. А еще после ужесточения лимитов беспошлинного ввоза в Беларусь резко активизировались многочисленные российские посреднические фирмы. Сегодня ты заказываешь товар у них и платишь процент от стоимости либо веса. Фирма пересылает посылку тебе — опять никаких таможенных платежей...   
Почти все абонентские ящики разобраны


Правда, сама Ирина к таким хитростям не прибегает и в основном пользуется услугами наших почтовиков. Покупает по мелочам и потому вполне укладывается в установленные законом лимиты. Тем более что посылки не обязательно заказывать на себя лично — нужную тебе покупку могут сделать муж, мама, другие родственники, друзья. Ведь далеко не все являются сторонниками иностранного онлайн-шопинга, так что их резервы остаются невостребованными. Но если Ирине нужно что-то подороже, покупает у подпольных перекупщиков. Например, понравившийся ей мобильный телефон на AliExpress стоил 50 долларов. Посредники запросили 70. Телефон исправно работает уже полгода, Ирина им довольна.

Но есть и другие, более удобные и вполне законные варианты сделать покупку за рубежом. В последнее время в приграничном регионе особую популярность набирает процедура совместных закупок. На интернет-форуме родителей Витебска Ditenok.com постоянно работают предприниматели, принимающие заказы на товары различных производителей. Они формируют оптовые закупки на зарубежных распродажах. Клиенты оплачивают сам товар плюс примерно 30 процентов за услуги. В итоге получается дешево и сердито, без каких-либо оглядок на таможенные тарифы и почтовые расходы. Все формальности, связанные с ввозом, — забота самих предпринимателей.

Кому  это  выгодно


Честно признаюсь: сама услугами иностранных интернет-магазинов никогда не пользовалась. Не умею покупать кота в мешке. Прежде чем приобрести нужную вещь, мне обязательно хочется подержать товар в руках, да и просто получить официальную гарантию от производителя и продавца на случай скрытого брака. Но, возвращаясь к моему несуществующему жарочному шкафу, провожу еще один эксперимент.

Разместив в поисковике Google нужные слова, выхожу на официально работающие логистические компании — их несколько. Выбираю BLG. Belarusion Logistics.co. Меня соблазняет реклама (орфография и пунктуация сохранены): «BLC express первая Белорусская компания осуществляющая доставку Ваших покупок из зарубежных интернет-магазинов в РБ через РФ с лимитами в 1000 Евро!» Обещают быстрое прибытие любого товара из широчайшего перечня интернет-магазинов России, США, Китая и Европы. Клиент оплачивает только доставку посылок из РФ в Минск. Здесь же опубликованы тарифы с указанием весовой разбежки. Минимум — 20 рублей за пятисотграммовую бандероль. Максимум — 101 рубль за тридцатикилограммовый груз.  

Набираю указанный на сайте белорусский номер телефона и рассказываю о своей «мечте». Мне предлагают выбрать жарочный шкаф в любом зарубежном магазине. Предупреждают: его вес должен быть не выше 29 кило с упаковкой во избежание проблем с таможенными службами. Заявку нужно оставить на сайте. Товар можно будет получить в Минске, по городу работает курьерская служба. Возможна и доставка шкафа в Витебск — почтой или маршруткой. Честно предупреждают: маршруткой обойдется намного дешевле.

Одним словом, способов не платить, делая частые и дорогие покупки за рубежом, множество. Вот только обидно, что наша государственная казна от этого вовсе не становится богаче в той мере, в которой могла бы. Солидную разницу между Россией и Беларусью в лимитах  тут же использовали ушлые коммерсанты: если где-то убывает — значит, у кого-то обязательно прибудет. Дисбаланс стал толчком для появления нового вида международного бизнеса. Как легального, так и нелегального. Судя по размаху и рекламе деятельности, сейчас посреднические структуры получают на этой разнице очень выгодный для себя доход.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир Попылин, заместитель начальника Минской региональной таможни по организации таможенного оформления и контроля:
— Поступление международных почтовых отправлений напрямую зависит от количества онлайн-покупок, которые сделали граждане нашей страны. Всплеск отмечается накануне и после праздников, а также в ходе крупных распродаж, устраиваемых зарубежными интернет-магазинами. В прошлом году в Беларусь было ввезено 12,7 миллиона международных почтовых отправлений. Это примерно на миллион больше предыдущего года. Около 145 тысяч граждан получили по 10 и более посылок за год. Норма беспошлинного ввоза в 22 евро была превышена только в одном проценте случаев от общего числа поступивших в адрес физических лиц почтовых отправлений. Чаще всего это превышение происходило за счет поступления нескольких посылок одному и тому же человеку в течение календарного месяца. Общий объем начисленных таможенных платежей в пункте таможенного оформления «Минская почта» Минской региональной таможни — 2 миллиона рублей, что в три раза больше по сравнению с 2015 годом. Но, судя по статистике, сейчас граждане предусмотрительно избегают крупных покупок в зарубежных интернет-магазинах.

a_veresk@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter