Чеховские мотивы

Отметить юбилей Купаловский театр решил вместе с русским классиком

Отметить юбилей Купаловский театр решил вместе с русским классиком


Недавний юбиляр актер Юрий Яковлев в одном из интервью искренне признался, что не любит Шекспира. 80 лет — видимо, не тот возраст, когда можно заподозрить человека в неискренности или кокетстве. Мало того, Яковлев в отличие от коллег никогда и не мечтал сыграть Гамлета, Ричарда или Макбета, хотя в шекспировских комедиях, по его словам, всегда играл с удовольствием. А все вышеупомянутые персонажи всегда были для него словно бы с чужой планеты. Единственным любимым драматургом Яковлева на всю жизнь останется Чехов. Хотя за всю карьеру из пестрой галереи образов актер сыграл только Тригорина и Сорина. По мнению Яковлева, Чехов — совершенно трагический автор: «Не комедийный и не лирик. В нем жесткость. Стоическое мировоззрение перед лицом какого–то отчаяния. В нем такие экзистенциальные бездны разверзаются».


О Чехове, судя по всему, будут говорить все чаще и чаще, хотя его имя и так на слуху. Не проходит и сезона, чтобы в Беларуси и России не поставили новую версию одной из его пьес. Вопрос всегда заключается в режиссерском вкусе и степени оправданности той или иной интерпретации. Вполне ожидаемо волна новых постановок появится к 2010 году, аккурат к дате 150–летия со дня рождения Антона Павловича.


Вероятно, именно это великое имя в драматургии сегодня наиболее востребовано. С ним не страшно выходить на фестивальные подмостки. То, что современный белорусский театр недостаточно широко там представлен, — неоспоримый факт. Мы можем сколько угодно премировать себя на многочисленных отечественных фестивалях, раздавать дипломы признанным мастерам и молодым режиссерам, но стоит нам уехать куда–нибудь дальше Могилева или Бреста — большинство наших фестивальных фаворитов будет справедливо освистано.


Кроме юбилея Чехова, еще и старейший Купаловский театр в 2010 году будет отмечать свой юбилей. Оба праздника решено совместить в новом белорусско–российском проекте: спектакле «Свадьба» по Чехову в постановке довольно известного молодого московского режиссера и, что немаловажно, востребованного экспериментирующего композитора Владимира Панкова. Его музыка, в частности, в живом исполнении звучит в нашумевшем спектакле «Мещане» Кирилла Серебренникова в Московском художественном театре. А кроме того, еще названо около двадцати спектаклей Москвы и других городов России, в их числе спектакли Международной конфедерации театральных союзов, «Современника», Театра им. Пушкина, Центра Казанцева.


Есть у Панкова и актерские работы. Из актерских наград за них — призы за роль второго плана в «Пластилине». Собственная постановка (свои спектакли режиссер называет саунд–драмами, то есть музыкальными драмами) «Красная нитка» успела привлечь внимание организаторов международных фестивалей в польском городе Торунь, Германии, Финляндии.


В общем, можно предположить, что купаловцев ждет необычный и запоминающийся опыт. Учитывая то, что проекту оказывает поддержку крупнейший Международный театральный фестиваль им. Чехова и его директор Валерий Шадрин, кажется, что спектакль станет одной из самых интересных премьер фестиваля, регулярно собирающего все сливки театрального мира.


Режиссер Панков в недавний приезд в Минск уже посмотрел три купаловских спектакля и познакомился с труппой. Репетиции начнутся в декабре этого года.


Даже учитывая разносторонние интересы режиссера, вряд ли «Свадьба» вырастет во что–то громоздкое и неподъемное, как это случилось с «Вишневым садом» у Някрошюса. В том случае режиссер и актеры из разных национальных культур попытались найти общий, европейский вариант бессмертного произведения, но, как оказалось, каждый из них видел свой идеальный «Вишневый сад» и каждый член труппы играл как будто бы свой отдельный спектакль, не прислушиваясь к партнеру. «Свадьба» — пьеса шутливого характера совершенно из другой плоскости. Хотя часто она и упоминалась через запятую после «Медведя», в театре иногда становилась заметным событием. К пьесе обращались такие мастера, как Валерий Фокин и Петр Фоменко. Но на этот раз, скорее всего, нас ждет все же постмодернистский водевиль, за увлекательностью которого главное не забыть, собственно, вспомнить о самом юбиляре добрыми словами.

 

Фото ИТАР-ТАСС.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter