Чехов жив!

Главная премьера зимы «Свадьба» не обманула ожиданий

Главная премьера зимы «Свадьба» не обманула ожиданий


В эти дни в Купаловском театре дают одну из самых ожидаемых премьер года — спектакль «Свадьба». Знаменитый водевиль Антон Палыча Чехова купаловцы ставили вместе с российским режиссером Владимиром Панковым, за которым в театральных кругах Москвы закрепилась репутация модного художника, даже гениально–скандального, не без «сумасшедшинки». К счастью, все смутные предчувствия, тревожившие театральную общественность перед выпуском спектакля, оправдались: в Купаловском появился спектакль–событие, возможно, лучший спектакль репертуара — дерзкий, полифоничный, многослойный.


Белорусским коллегам г–на Панкова остается нервно поджать губы и запереться в курительной комнате... Когда у режиссера есть концепция, мысль, изначальный посыл и понимание, ради чего все, собственно, затевается, любая словесная конструкция, любая критическая оценка рядом с этим естественным проявлением человеческой и режиссерской воли рушится. Конечно, что–то еще доработается, что–то сократится, но тот оглушительный напор, с которым «Свадьба» овладевает вниманием зрителя, не оставляет ни единого шанса увернуться от слепящего света и витальной, жизнеутверждающей энергии постановки. Теперь в Минске театралы уж точно запомнят, что такое эта самая «саундрама», как определил жанр спектакля сам режиссер.


В нынешней постановке все «живое», в чем безусловная победа и заслуга российской постановочной группы, — музыка (музыканты студии Soundrama — непосредственные участники спектакля), сценография Максима Обрезкова, костюмы Натальи Жолобовой и Сергея Агафонова, хореография лауреата премии Мориса Бежара Елены Богданович, работавшей в свое время и в Большом театре. И конечно же, спектакль «Свадьба» — это сплоченность актерского ансамбля, фейерверк индивидуальностей, парад суверенитетов актерских почерков и манер. Как будто вся энергия, накопленная труппой за последние годы, вырвалась наружу. Тем, кто констатировал «клиническую смерть» и творческую кому нашего главного театра, придется переформулировать диагноз. Потому что никакая другая белорусская труппа, в этом нет никаких сомнений, подобный проект попросту не вытянула бы.


«Свадьба» — безусловно, спектакль этапный, конвертируемый в нынешних реалиях, работа очевидного европейского фестивального уровня и возьмет еще немало наград. Ее никак нельзя числить по ведомству узкого молодежного эксперимента, стеба, постмодернизма или еще какого спасительного словечка или ничего не значащего ярлыка, который могли бы навесить на него завистники. Нет, это полноценный современный театр, самодостаточная симфония, в котором встречаются разные актерские школы. Их столкновение — один из самых интересных моментов в этом динамичном аттракционе, почти не сбавляющем темп полтора с лишним часа. Рядом с купаловской молодежью, примеряющей здесь на себя разные эмоциональные маски — завсегдатаев прокуренного кабаре, где громыхает шансон, перебравших гостей на деревенской свадьбе, затевающих драку подушками, тонких чеховских «лишних людей» в купальных костюмах, — органично и точно существуют актеры старшего поколения. Не хватает глаз, чтобы уследить за всеми красками на этом живописном холсте, потому что действие происходит не только на первом плане, но и на втором, третьем, четвертом...


Молодые, эксцентричные, отлично танцующие Андрей Дробыш, Дмитрий Есеневич, Светлана Аникей, Михаил Зуй, Игорь Петров, Евгения Кульбачная, Андрей Гладкий создают шизофреническую атмосферу водевиля нашего времени. Ни в чем здесь нельзя быть уверенным. Одно настроение перетекает в другое. Бесконечные повторения одного и того же текста не помогают героям зацепиться за реальность. Она ускользает, как мокрый кусок мыла.


Чеховские сатирические типажи провинциальных мещан в разных регистрах одинаково убедительно воплощают Наталья Кочеткова, Игорь Денисов, Геннадий Гарбук. Трогательны никак не вписывающиеся в происходящий провинциальный праздник персонажи Николая Кириченко и Зинаиды Зубковой. Высший актерский пилотаж демонстрирует Геннадий Степанович Овсянников, появляющийся во второй части спектакля, когда эмоциональность действия, кажется, затухает. Но нет, с появлением Овсянникова спектакль выходит на новый вираж, где Геннадий Степанович со смаком отыгрывает настоящий актерский бенефис в лучших традициях школы психологического театра.


Актерское многоголосие «Свадьбы» еще долго стоит перед глазами после спектакля. В памяти снова и снова проматываешь те или иные сцены, снова пробуешь их «на вкус». И хочется после этого, стоя под вечерними фонарями проспекта, впасть в какое–то ребячество в стиле Евгения Гришковца: мол, какой же это все–таки был тонкий автор Чехов и как он о нас все понимал и знал, и как хорошо, что режиссер Панков приехал в Минск. И после этого, довольный собой, идешь дальше возделывать запущенный вишневый сад своей души.


Совместный российско–белорусский спектакль «Свадьба» приурочен к 150–летию со дня рождения А.П.Чехова, которое будет отмечаться в следующем году. Столь солидный проект «опекают» сразу несколько авторитетных организаций: Международная конфедерация театральных союзов, Международный театральный фестиваль им. А.Чехова при поддержке правительства России, Министерства культуры Беларуси, правительства Москвы, Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ.


Февральский показ «Свадьбы» продлится до 22 февраля. В марте премьеру дают 22–го и 23–го числа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter