Чего стоит подпись чиновника

Некоторые представители различных ведомств спорят: чьи документооборот и инструкции сложнее...

Некоторые представители различных ведомств спорят: чьи документооборот и инструкции сложнее. Одни отдают лидерство законодательству о ценообразовании, другие — сфере  стандартизации, для третьих нет ничего сложнее оформления бумаг о статотчетности или бух-учете… Спор практически  вечный. Впрочем, самые рисковые документы связаны с оформлением недвижимости. Особенно если приобретается государственная собственность или когда-то приватизированная на льготных условиях. При всей громоздкости процедуры купли-продажи зданий через несколько лет может оказаться — документы оформлены с ошибками. И нового владельца попросят вернуть недвижимость прежнему хозяину…

Иски о признании недействительными сделок с недвижимостью перестали быть редкостью. Причем бывшие владельцы просят аннулировать не вчерашние договоры купли-продажи и даже не позавчерашние, а былых времен. Иногда вспоминают про «неправильность» реализованного имущества через несколько лет. Немало споров (в том числе судебных) ведется вокруг проданных некогда помещений «Луча», Минского приборостроительного завода, дома по ул. Карла Маркса, 15, в котором расположились офисы Белорусской научно-промышленной палаты… Кипит немало страстей вокруг установления собственников другой недвижимости.

Каждый случай, конечно, особый. Бывает, и экономическим криминалом попахивает. В прошлом году председатель Комитета государственного контроля Зенон Ломать на заседании коллегии, посвященной результатам проверки работы Минского приборостроительного завода, заметил: мол, не исключаю, что при продаже ряда зданий завода были «откаты» должностным лицам. Уж слишком на льготных условиях продавались некоторые объекты недвижимости. Интуиция у Зенона Кузьмича профессиональная. И, видимо, он прав. Сложно представить, что каким-то иным образом руководство предприятия могло выставить на продажу целые корпуса, а потом оформить эти сделки. Ведь ценовые нестыковки могла и должна была заметить целая череда чиновников. Были  ли  это невнимательность, халатность или прямое попустительство — сказать сложно. Некоторые площади странным образом были реализованы еще в начале 2000-х. Генеральный директор и его заместители с тех пор успели поменяться… Голова болит у нынешнего руководства предприятия и собственников зданий. Ведь «разрулить» ситуацию теперь весьма непросто.

Кстати, факт взятки «за решение определенного вопроса» доказать достаточно проблематично. Подозреваемого необходимо поймать с поличным. Это сложно сделать — отмечают оперативники, если оба участника «теневой договоренности» заинтересованы в сделке. Поэтому и сковать руки со взяточническими деньгами удается редко. Да никто и не берет сегодня за услуги шуршащими купюрами. Зачем рисковать с наличностью, когда можно прокрутить деньги через другие фирмы, получить «оплату» услугами… Взятку по свежим следам попробуй докажи, а если минуло несколько лет — статья вообще становится «мертвой».

Спустя годы, как правило, остаются только предположения об «откатах». Как одна из версий «льготных» условий продажи того или иного здания. Факторы-то на цены разные влияют. Нужны предприятию срочно деньги, должники душат со всех сторон, а по рыночной стоимости недвижимость будет реализовываться несколько месяцев. Но средств  сегодня  не хватает! Вот и идут на демпинг. Вроде и криминала никакого нет, только просчеты директората или других руководителей, если финансы поют романсы настолько, что приходится рассчитываться активами.

Примечательная картина получается: проблема есть, судебные тяжбы  — налицо, а виноватых — нет. Только крайние. Ведь кто-то суд все равно проиграет. Не повезет бывшему собственнику в лице государственного предприятия или муниципальных властей —  вроде бы неправильно. Достояние-то народное, его нельзя разбазаривать. Попросят частника или другого собственника вернуть площади обратно — тоже нехорошо. Люди деньги вложили в этот проект, компенсацию получат, но издержки понесут. А «отыгрыши» спустя несколько лет всегда волнуют инвестора.

Только остается за кадром вопрос: сделки с недвижимостью признают недействительными с указанием причины. И зачастую они формальные: документы оформлены не должным образом, не так зарегистрированы или завизированы… На самом деле в акте купли-продажи участвуют не только два юрлица: между ними есть еще целая «прослойка» регистрирующе-визирующих чиновников. Данный участок захочешь продать — бумаг предостаточно наберется, а на них — рядком подписи должностных лиц. Это — не просто автографы, а свидетельство того, что то или иное требование закона соблюдено. Думаю, владельцы подписей должны нести за них ответственность. Не уголовную, а финансовую. Поставил подпись  — будь готов возмещать убытки, если совершил ошибку.

Возможно, это  дамоклов  меч над служащими различных ведомств. Но чиновник — это большая ответственность. А  если ее нет или она перекладывается на чужие плечи, то хочется спросить: чего же стоит подпись чиновника?!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter