Чего никогда не найдешь в социальном пакете педагога

Знакомая на днях рассказала, как водила шестилетнюю дочь записываться в секцию спортивной гимнастики. — Ой, какой животик! — укоризненно протянул тренер, окинув взглядом крепкую рослую фигурку. — Или вы хотите позаниматься исключительно для себя? — В олимпийскую сборную проситься не будем, — заверила родительница.


Знакомая на днях рассказала, как водила шестилетнюю дочь записываться в секцию спортивной гимнастики.

— Ой, какой животик! — укоризненно протянул тренер, окинув взглядом крепкую рослую фигурку. — Или вы хотите позаниматься исключительно для себя?

— В олимпийскую сборную проситься не будем, — заверила родительница, разворачивая ребенка к выходу из гимнастического зала. Ее дочь в мечтах видела себя балериной и грацией. Но какой матери хочется, чтобы дитя каждую тренировку ощущало собственную бесперспективность? Поэтому остановились на баскетболе.

С мамой несостоявшейся гимнастки мы эмоционально поговорили о том, что нацеленность на результат часто делает педагогов зашоренными. Мало ли какие скрытые ресурсы таятся в детском организме и неокрепшей психике?! Вспомнили юного двоечника Эйнштейна, анемичного мальчика Суворова и даже голливудского актера Джекки Чана, который, как известно, родился весом около пяти килограммов. Такого тучного младенца впору в группу риска по сахарному диабету записывать и лечебной физкультурой развлекать. А он с малых лет занимается кунг-фу, в результате на экране вытворяет чудеса и принципиально отказывается от услуг дублеров-каскадеров.

— Нас в свое время не взяли даже в платную школу раннего развития, — подключилась к разговору мама мальчишки с явными признаками ДЦП. — Я полдня плакала, когда услышала по телефону вежливый приговор: “Мы работаем только с нормой”. А у сына с интеллектом все в порядке, только и хлопот тогда с ним было, что держать за руку во время подвижных игр...

В младших классах белорусских школ с нынешнего года будет расширен эксперимент по безотметочной технологии на уроках музыки, технического творчества, изобразительного искусства, физкультуры. Идея его авторов проста до гениальности: отучив маленьких учеников зависеть от ожиданий учителя, помочь им услышать голос своей фантазии, оформить и реализовать собственные творческие идеи. Результаты эксперимента впечатлили: дети с охотой идут на уроки, их отношение к учителю улучшилось, работы стали ярче и оригинальнее. Без сравнения с соседями по парте и измерения результата по десятибалльной шкале у детей словно вырастают крылья!

Наверное, надо быть талантливым педагогом, чтобы верить в каждого, без исключения, ученика — в худеньких и толстых, смышленых и тугодумов, обладателей завидного IQ и едва успевающих по программе “с трудностями в обучении”. Самый увесистый социальный пакет, даже если в нем присутствует льготная очередь на квартиру и отсрочка от призыва в ряды вооруженных сил, этому не научит. Талант ведь и уважение к личности ребенка в социальный пакет не запихнешь.

Да, чуть не забыла: разговаривали мы о своих родительских делах в одном из столичных бассейнов, глядя через окошко, как занимаются на большой воде наши дети. Случилось так, что все трое нашли “своего” тренера в лице одного и того же педагога. 

Кстати, внешкольные учреждения Беларуси в сентябре ведут набор в кружки, секции, студии и клубы. В прошлом году в них занимался почти каждый второй ребенок страны — более 415 тысяч детей и подростков. Еще 400 тысяч детей посещали кружки и секции на территории школ. То есть практически каждый ребенок страны общается с педагогами не только на уроках, но и вне занятий.

И среди этого огромного количества школьных и внешкольных учителей обязательно найдется тот, кто поможет стать на крыло вашему ребенку.

Только я поняла, что при выборе секции или кружка никогда нельзя исходить из формальных признаков. Не стоит отправлять всех дюймовочек подряд на фигурное катание, длинноногих на баскетбол и прыжки в высоту, а крепышам вкладывать в руки весла. Ищите Учителя!

Ирина ДЕРГАЧ, “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter