Изменения в системе высшего образования Беларуси

Чего хотят студенты

Самый обсуждаемый вопрос последних дней - изменения в нашей системе высшего образования
Изменения в системе высшего образования БеларусиСамый обсуждаемый вопрос последних дней - изменения в нашей системе высшего образования. Кажется, это уже стало ежегодной традицией, когда о возможных переменах говорят после стартовой отмашки. Не поэтому ли к каждой вступительной кампании у нас абитуриенты готовятся как к форс-мажору? Но одно дело - обсуждение новшеств руководителями системы образования, и совсем другое - обычными студентами. Именно у последних я и поинтересовалась: как бы вы улучшили учебный процесс по своей специальности? Предложения звучали разные.   

Второкурсница Института журналистики БГУ Елена Левшеня уверена: некоторые предметы не по специальности можно безболезненно убрать. Скажем, в расписании будущих журналистов на первом курсе изобилие предметов вроде основы естествознания, основы энергосбережения, основы экологии... "Сейчас их убрали, потому что все равно за один семестр невозможно все запомнить. Но зато нынешний первый курс сдавал экзамен по педагогике, философии и психологии одновременно и в один день. Конечно, при получении высшего образования знания должны быть обширными, но в моей будущей профессии все-таки очень важна практика, а ее хотелось бы побольше". Как оказалось, еще у первокурсников был модуль из экономической теории и социологии и модуль по русскому и белорусскому языкам. Студентам оставалось лишь вздыхать: "Не повезло нам, в 5 экзаменов вместили аж 9 предметов!" 

Студентка Белорусской государственной академия музыки Юлия тоже предлагает подкорректировать программу - убрать предметы-дублеры. Например, историю Великой Отечественной войны и историю Беларуси. Сначала их все сдаешь после 9 класса, потом на выпускных в колледже, затем - на вступительных в виде ЦТ. Четвертый раз проходишь эти предметы уже в вузе. Вряд ли несет смысловую нагрузку для студента творческого вуза предмет вроде естествознания. Почему бы вместо этого не добавить занятия, которые напрямую относятся к специальности, но из-за обилия других предметов были сокращены? Скажем, история музыки стран Евразии сокращена в два раза, чтобы выкроить часы для философии. Неплохо бы и добавить занятий по иностранному языку. 

Пятикурсница биологического факультета БГУ Дарья Захарич убеждена, что правильный шаг - сокращение сроков обучения. "Находясь на 5 курсе, я понимаю, что он бесполезен и ничего нового я не узнала". А вот иностранный должен быть все годы обучения, ведь сегодня это действительно востребованные знания. "И чтобы это были не обычные занятия, а что-то вроде курсов, где будут тренировать разговорной речи. В конце второго курса у нас так было, и это здорово развивает навык говорения". Третье пожелание - студентов нужно больше окунать в ту сферу, где им предстоит работать, так как теория и практика - две разные вещи. "Сейчас столкнулась с проблемой трудоустройства: всем нужны сотрудники с годом опыта, а где его взять? Почему бы во время практик работодателю не готовить себе ценный кадр? В выигрыше оказались бы обе стороны: работодателю не надо обучать только что пришедшего неопытного сотрудника, ведь навыков он набрался во время практики, а студент понимал бы, что его ждет". И еще одно предложение - попробовать систему усвоения теоретического материала, которая применяется сегодня в автошколах. Наверняка, результат был бы куда эффективнее. 

А вот пятикурсница химфака Алена Репецкая предлагает на некоторые предметы не отводить сразу и лекции, и семинары: "Когда курс не очень объемный и есть хорошая литература, будет достаточно подготовиться самостоятельно. А потом просто обсудить прочитанное, закрепить выполнением каких-либо заданий и контролем. У нас было такое, что писали-писали на лекциях, а потом пересказывали на семинарах слово в слово. Согласитесь, нерациональное использование времени". 

Волнует студентов, конечно же, и квартирный вопрос. А многие выделяли и такой момент: не всем дано преподавать. В итоге интересный предмет превращается в нудные чтения с листа, студенты его активно прогуливают, да и знания на выходе нулевые. 

Дорогие читатели, а какие перемены для наших вузов предложили бы вы?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter