О сельскохозяйственной отрасли

Чего АПК не хватает для рывка?

Экспорт сельхозпродукции в последние годы стал настоящей золотой жилой для экономики. Вместе с тем финансовое состояние отрасли оставляет желать лучшего. Ныне в стране наблюдаются и рост неплатежеспособных сельхозпредприятий, и снижение объемов производства по отдельным направлениям, и масса других мелких сложностей. Ситуация пока некритичная. Но зачем ждать момента, когда проблемы заплетутся в тугой гордиев узел?


В начале февраля Президент создал межведомственные рабочие группы для решения проблемных вопросов — одну в ЖКХ, вторую в АПК. Вести направление села поручили человеку, который знает все аспекты функционирования аграрной отрасли досконально, — Премьер–министру Михаилу Мясниковичу.


По словам Александра Лукашенко, в АПК назрело немало вопросов, которые требуют кардинального пересмотра. Речь, в частности, идет о «подвижках в плане функций государства и хозяйствующих субъектов». Также, по уверениям Премьер–министра, рабочая группа постаралась найти подходы по решению вопросов паритета цен.


Не обходят стороной в Правительстве и наиболее болезненные для сельхозпроизводителей моменты — механизмы предоставления кредитов. Нынешний уровень банковских ставок для многих сельхозорганизаций стал, без преувеличения, настоящей кабалой. На фоне большинства соседей в этом вопросе Беларусь предстает явно в невыгодном свете. К примеру, если в странах Западной Европы в прошлом году сельхозпредприятия брали у банков деньги взаймы в среднем под 1 процент годовых, в США — под 3 — 4 процента, а в соседней России — под 15 — 16 процентов годовых (плюс примерно 5 процентов им компенсировало государство), то в нашей стране одолжиться в среднем можно было только под 35 процентов годовых. Даже с учетом поддержки государственного «плеча» для многих организаций это неподъемная ноша.


«Это не очень хорошо получается, когда государство выделяет прямую бюджетную поддержку, а половина денег уходит на оплату банковских процентов. Но с этим сложно что–то поделать — мы компенсируем проценты от ставки рефинансирования, а она у нас составляет на сегодняшний день 23,5 процента», — посетовал Михаил Мясникович. Согласно прогнозам, к концу года уровень ставки рефинансирования при условии благополучной работы экономики должен снизиться до 14 процентов. Если так произойдет, сельхозпроизводители наконец–то смогут дышать полной грудью.


В Правительстве отмечают, что объем проблемных обязательств сельхозорганизаций пусть и растет, но пока еще очень далек от критичного. Всего уровень просроченных платежей составляет около 1,1 триллиона рублей, 500 миллиардов из которых — задолженность перед местными органами власти, а 600 миллиардов — перед банками. Но не стоит забывать про то, что колхозы основные должники не перед банкирами, а перед поставщиками товаров и услуг. Собственно говоря, после того как Президент узнал о том, как наши сельхозпредприятия не платят за поставленные им удобрения, шины и дизельное топливо, он и поручил разобраться с этими проблемами.


Группа заседает минимум раз в неделю, а то и чаще. К настоящему моменту ее участники разработали целый ряд проектов законодательных актов, которые обещают заметно реформировать сельскохозяйственную отрасль. Участники рабочей группы говорят, что уже подготовлено несколько документов.


Основной из них — это проект указа «Об основных направлениях государственной аграрной политики до 2020 года». По задумке авторов в стране должны быть радикально изменены подходы в ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию (одним из направлений является переход на свободное ценообразование, обеспечивающее повышение доходности субъектов АПК), а также создан благоприятный инвестиционный климат для привлечения в отрасль капиталов извне. В указе предлагается четко зафиксировать, каким же образом государство будет поддерживать сельхозпроизводителей, отдельным блоком идет совершенствование механизмов поддержки. Документ определит порядок предоставления кредитных ресурсов сельхозпроизводителям, в том числе и льготных, и обозначит, что такое ценовая поддержка, государственный заказ и закупочная интервенция.


Советская Белоруссия №45 (24428).Вторник, 11 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter