«ЧЕбуреКИ» с большой дороги

Российские дальнобойщики покупают поддельные чеки в Бресте

Российские дальнобойщики покупают поддельные чеки в Бресте

Возвращался с белорусско-польской границы. Суббота. Хотелось поскорее попасть из далеких «Козловичей» в Минск. Попросил пограничников подсадить в любой идущий до столицы большегруз – и вот у будки контролера замер красавец DAF, негабарит с российскими номерами и взъерошенно-невыспавшимся человеком за баранкой. «За ручку держись. Ну! Становись на ступеньку, теперь залазь. Вот же растяпа на мою голову», — вежливо поздоровался со мной небритый великан с ладонями кентавра. И мы поехали.

Близнецы строгой отчетности

Сергей. 48 лет. Дальнобойщик по удостоверению, складу ума и философии жизни. Три блока «Кэмел» возле сиденья, голые красотки  на приборной панели и острый голод общения. За 20 минут, что мы ехали до ближайшей заправки, я уже знал обо всех членах его семьи в Минске, прелестях трех любовниц в Клайпеде, Чите и Кишиневе, «неповоротливости белорусской таможни» и Германии, в которой «не осталось прежних немцев». Чего не понял, так это фразы, брошенной моим визави в эфир по радиостанции: «Кто из «чекистов» на 21-м канале? Отзовись!» Шипение. Обрывки фраз. У въезда на АЗС нас уже поджидает красный «Гольф». Через 10 минут Сергей вернется – и мы поедем заправляться… Алый «Гольф» в боковом зеркале я снова увижу только спустя полтора часа. Мой водитель придет назад с ворохом бумажек и бычьей яростью в налитых кровью глазах: «Вот же мудак! Час ждали, а он содрал по 2 евро за штуку. Надо было Игоря вызывать».

Я злюсь, молчу и думаю о поезде. Маршрутке. Наверное, раз в сто быстрее вышло бы… Поняв мое настроение, Сергей начал извиняться:

— Ты не серчай, брат. Мне это для отчета надо за командировочные. В России нам бы такие чеки за 10 минут нарисовали, а у этого сканер полетел. У, шляпа! – огромные кулачищи до скрипа стиснули руль. – Ну хочешь, «Лесоповал» поставлю? Такие песни, аж мурашки по коже…

Мы везем какой-то здоровенный станок для завода в Подмосковье. Точка загрузки – Берлин. Сутки отдыха  в Минске. Доставка – на склад в Москву. Станок негабаритный, прицеп особой конструкции, поэтому на кабине – оранжевые маячки, а скорость не выше 70 км/час.

— Негабарит – это не фура, для которой четко прописано: на 100 км при такой-то загрузке кушает столько-то литров соляры. Здесь, если ветер в морду, возьмет все 35. Наоборот – 25. Разница остается в баке, — доступно объясняют мне секреты технологии. – В Беларуси литр дизтоплива – 0,6 евро, в Польше – 0,8. Переехал границу, слил поляку недорасход – и положил деньги в карман. На заправке с ребятами из Беларуси, России и Казахстана можно запросто договориться опять по 0,6. Заправят, если спешат. Взял любой чек возле окошка АЗС и с чистой душой поехал к месту загрузки. Ведь на обратном пути всегда можно сделать «правильный» квиток для отчета: разумеется, по 0,8.

Я рассматриваю два чека-близнеца: оба с «шелловской» заправки. Оба с фирменным рисунком на обратной стороне и красивым отрывным гребешком. Отличие только одно: на первом – значится 20 литров. На втором – 200 (правильно, это и есть липа). У Сергея таких бумажек много: платные ночные стоянки, гостиницы, оплачиваемые скоростные дороги... Он не был ни на первых, ни во вторых, ни на третьих. На этом дальнобой имеет 150—200 евро с каждого рейса. В бизнесе он уже 14 лет.

— В России этим занимаются на каждом шагу. Раньше просто писали на картонках: «Чеки». Когда начала гонять милиция, появились «ЧЕбуреКИ». Опять прижали… Теперь место, где засел «чекист», видно издалека: там висит лампочка на проводе. Сканер, компьютер, принтер, несколько кассовых аппаратов разных моделей, качественная бумага и образцы чеков изо всех уголков Европы и СНГ. Отличить от оригинала невозможно: потому что на 99,9 процента это и есть оригинал, — дымит в окошко Сергей. – Нужен заполненный бланк и печать центральной гостиницы в Мурманске? Пожалуйста. Номерная заправка в Будапеште? Нет проблем. Все, что угодно, и всего за 100—140 российских рублей. Есть «чекисты» и в Польше, и в Венгрии, и в Беларуси… Главное, знать нужную частоту и канал. Все остальное – за 20—30 минут.

В Минске мы были часов в семь. На прощание Сергей удивил: «На нашей фирме за последние 8 лет уволили 5 водителей. А знаешь почему? Потому что брали сверх положенного. Я вот больше чем на 200 евро свою контору еще ни разу не обманывал. А возьму хоть раз 1000 — и мигом останусь без работы. Надо быть честным».                      

Наличность – это  каменный век

В Брестском региональном ОБЭП моему вопросу немало удивились.  «Чекисты?» Давно уже о таких не слышали. В конце 1990-х годов, действительно, ребята работали на квартирах и рисовали чеки для всех желающих. Сейчас этот нелегальный бизнес практически сошел на нет. Например, в 2008-м возбуждено 6 уголовных дел, но вовсе не за изготовление – за мошенничество и игру в кошки-мышки с бухгалтерией. Водитель из Пинска в течение года останавливался на квартире у друзей, на обратном же пути из командировки покупал на трассе поддельный гостиничный чек нужного города России. Накатал в итоге миллионов на 20. По остальным делам – примерно то же и так же.

А что же «чекисты»? Сведущие люди советовали поискать их в объявлениях одной из рекламных газет города: полиграфия, помощь в оформлении документов и проч. Нашел парочку номеров. Позвонил. Но на том конце провода сначала поводили за нос, обнадежили, завалили узкоспециальными вопросами и быстренько раскусили: «О нет, я вас неправильно понял. Мы таким не занимаемся…» Короткие гудки.                       

Обзвонил по справке почти все брестские фирмы, занимающиеся международными автоперевозками. Удивительно, но даже девушкам в приемных не надо было объяснять, что «чекисты» — это не сотрудники КГБ. Все в курсе. Руководители не скрывали: были и суды, и показательные увольнения, и аннулированные отчеты. Поэтому сейчас большинство предприятий перешло на систему электронных платежей.

— Давать водителю в дорогу наличные – это каменный век. Да, так делали еще совсем недавно, но слишком велик риск финансовых потерь. Чеки в пути можно изготовить абсолютно любые: от топливных до гостиничных. Причем очень высокого качества. В этом, увы, приходилось убеждаться неоднократно… Получается, чтобы удостовериться в правдивости слов водителя, теоретически нужно каждый раз выезжать на конкретную заправку конкретной страны и проводить мини-расследование. Кому это нужно?! А не съездил — гадай: была ли в его маршруте вот эта платная (по чеку) дорога, охраняемый паркинг, заправка… Топливные карточки решили очень и очень многие проблемы, — говорит Борис Шевчук, директор СООО «Белтрансконсалт».

Все просто. Фирма заключает договор с одной или целой сетью европейских АЗС: Shell, UTA, Essa или, скажем, DKV. Водителю в дорогу выдается пластиковая карта: денег на ней нет – зато есть полные реквизиты авто и фирмы-отправителя. Дальнобой заправился в Германии – контора в Бресте или Минске получила счет на оплату. А стоянки, гостиницы, мелкий ремонт и покупки? Все это также можно оплатить при помощи карточки: суточная норма и максимальный предел расходов на СТО оговариваются заранее. До поездки.

Но обмануть пластик, оказывается, тоже можно. Одни водители пытаются размагнитить карточку в пути: не работала, мол, платил наличкой. Другие звонят в офис и заявляют о краже. Третьи до хрипоты в голосе доказывают, что у них зафиксировали превышение нагрузки на ось и потребовали 100 евро. Ничего не надо доказывать только водителям негабаритов: норм расхода здесь – никаких. Едь себе, лови попутный ветер, экономь и сливай: с карточкой даже липовых чеков не потребуется. Новая технология полностью избавляет от ненужного документооборота прошлого века. И услуг «чекистов».

Комментарий   в   тему

Николай ВЕРЕМЬЁВ, начальник управления уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома:

С проблемой подделки документов столица столкнулась в 1997—2000 годах. В это время серьезное развитие получил преступный автобизнес. Ввезенные с нарушениями машины нужно было как-то легализовать, и Минск захлестнули поддельные немецкие брифы, литовские, польские и белорусские техпаспорта. Проблема в том, что поначалу у нас не было на руках оригиналов западных документов. Но очень скоро сотрудники угро знали о них все. За несколько лет мы возбудили десятки уголовных дел – и желание испытывать судьбу на сканере и цветном принтере отпало.

Сейчас в основном сталкиваемся с разовой подделкой документов. Речь идет о гостиничных и магазинных чеках, водительских удостоверениях, дипломах других стран, талонах техосмотра и удостоверениях об инвалидности. Системы здесь нет: выявляем и задерживаем. В 2008-м в городе зарегистрировано 420 подобных преступлений, в 2009-м – 22. Наказание зависит от многих составляющих и колеблется от штрафа и общественных работ до 4 лет лишения свободы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter