Частное и общее

О частном сельхозпроизводстве

Для четырех коров и двух телят сено Максим Мосин из деревни Хоменки Сенненского района косил вручную. Сейчас ему обидно наблюдать, как большая часть заготовленного корма лежит под открытым небом и плесневеет. Расширить сарай, чтобы хранить его там, — давнее желание Максима. А еще он мечтает о тракторе, чтобы с косой не мучиться. Вместе с женой Оксаной они, пожалуй, и еще четырех коров прикупили бы... Но на деньги, вырученные с личного подсобного хозяйства, не шибко разгуляешься. А кредит взять сельскому частнику, оказывается, очень непросто!


Оксана Мосина родом из Полоцка. В Сенненский район перебралась, чтобы помочь мужу присматривать за больными родителями. Сначала устроилась продавцом в Пустынках — в 10 километрах от дома, а когда после смерти свекра в наследство остались две коровы, уволилась и занялась хозяйством. В прошлом году в сенненский цех Оршанского молокозавода Мосины сдали почти 22 тонны молока! Можно и больше, считают они. Но для этого нужно развиваться.


В сельсовете супруги разузнали, что в стране работает программа, представляющая интерес для таких частников, как они. Ее официальное название «Программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006 — 2010 годы». В дополнении к документу записано, что в 2009 — 2010 годах хозяевам подворий планируется выдавать льготные кредиты. Условия выгодные — под 5 процентов годовых на 5 лет — до 10 миллионов рублей на одного кредитополучателя. Еще год назад Мосины поехали в Белагропромбанк, ответственный за этот пункт программы, однако там сказали, что таких кредитов нет. Тогда же из Витебского облсельхозпрода супругам пришел официальный ответ: «Вопрос находится на рассмотрении в Правительстве. Пока он не решен».


Месяц назад Максим и Оксана снова побеспокоили банкиров. И снова никаких изменений. «Мы опасаемся, что время, отпущенное на выдачу кредитов, пройдет и мы не сможем ими воспользоваться», — написали они в редакцию «СБ».


А волноваться им, похоже, есть из–за чего.


— С Мосиными мы рады сотрудничать, однако после того как соответствующие документы подпишут в Совете Министров, — расставляет точки над «i» управляющая Сенненским отделением ОАО «Белагропромбанк» Тамара Зайцева. — Вчера я звонила в наш центральный аппарат, но мне сказали, что пока этого не произошло. Сейчас супруги могут получить льготный кредит, если займутся агроэкотуризмом, либо кредит на общих основаниях под 23 процента годовых.


К агротуризму у Мосиных душа не лежит. Да и кредит на общих основаниях им тоже не светит! Справка о доходах за сданное молоко для банка не годится, а другого источника заработка у Оксаны нет.


— Банку нужна справка с места работы, но ведь я тружусь исключительно на своем подворье, — объясняет она. — Когда работала продавцом в магазине за 180 тысяч рублей в месяц, не могла рассчитывать даже на трехмиллионный кредит. Сдавая молоко, летом мы зарабатываем до 3 миллионов рублей, зимой — 500 — 600 тысяч. Но этот доход почему–то в зачет не идет...


Пока Мосины рассказывали мне о финансовых проблемах, подъехал их сосед Александр Ховяков из деревни Овчинково. У него подсобное хозяйство гораздо солиднее: 15 коров, 20 свиноматок, 70 овец! Неудивительно, что по сдаче молока за минувший год его подворье оказалось лучшим в районе.


— На днях нас чествовать будут, подарки дарить, — вступает в разговор Ховяков. — Это, конечно, приятно, но хотелось, чтобы и проблемы решать помогали. В прошлом году две недели просил комбайн, чтобы зерновые убрать. Технику выделили, лишь когда пригрозил, что распашу или подожгу собственные посевы!


— Я крестьянско–фермерское хозяйство «Агро–Вистэ» («вистэ» — по–английски «перспектива». — С.Г.) открыл, чтобы отцу помочь землю под пастбища получить, — делится проблемами сын Александра Ховякова Сергей. — Кроме этого, выращиваю зерновые. В прошлом году сдал на Витебский комбинат хлебопродуктов ячменя и пшеницы почти на 17 миллионов рублей, однако рассчитаться со мной не могут уже 7 месяцев. Говорят, нет денег. А мне откуда средства взять на семена, на технику?!


Да, непросто заниматься частным сельхозпроизводством. Чем дольше разговаривал со своими собеседниками — тем больше убеждался в этом. Нынешней зимой у Ховяковых замерзло 100 тонн моркови. Говорят, осенью ее продать было почти невозможно: рынок затоварен. Весной овощи пошли бы на ура, но хранить их негде. Ховяковы просили у соседнего СПК «Синегорское» продать или сдать в аренду пустующий амбар. Отказали. Сейчас в нем часть крыши обвалилась. Доски из стен повыдергивали. Картина мрачная. Мерзлой морковкой Ховяков пока скотину кормит. Но когда морозы отпустят, она просто сгниет, придется выбросить...


Комментарий


Михаил Вилюго, председатель Сенненского райсовета депутатов:


— Техника для уборки урожая на частных подворьях порой действительно выделяется с опозданием. Чтобы избежать этого, ставим задачу перед СПК создать парк тракторов и комбайнов, которые были бы задействованы только на этих работах. При одном из восьми сельсоветов уже есть коммунальное предприятие, оказывающее такие услуги. Что касается выращенных овощей, райпо готово принять и большие партии, но устроят ли фермеров закупочные цены? Считаю, что с вопросами приобретения техники, скота, с выделением пустующих построек, не используемых сельскохозяйственными предприятиями, мы в состоянии помочь хозяевам частных подворий и фермерам. Ведь если всю прошлогоднюю сельхозпродукцию района перевести в денежное выражение, на долю личных подсобных хозяйств придется четверть! Это солидный вклад в производство. Конечно, таких хозяев необходимо поддерживать.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter