"Часовой"у городских ворот

Когда смотришь на фотографии Привокзальной площади 3 - 5-летней давности, не веришь своим глазам: как все преобразилось! С осени 2000 года ведется реставрация "ворот города".
Когда смотришь на фотографии Привокзальной площади 3 - 5-летней давности, не веришь своим глазам: как все преобразилось! С осени 2000 года ведется реставрация "ворот города". Благородная белизна буквально отполированных зданий, восстановленные украшения - богатая лепнина - все это особенно впечатляет, если смотреть со стороны нового железнодорожного вокзала на две башни. Ночью, подсвеченные, они напоминают барочный замок. Но восстановление былого величия площади и ее построек еще не закончено. Буквально на днях на одной из башен появилась скульптура. Первым "взошел" на один из четырех постаментов солдат. Раньше скульптуры украшали обе башни - по четыре на каждой: солдат, колхозница, партизанка и инженер (причем расположены они спинами друг к другу так, чтобы были видны и со стороны вокзала, и с улицы Кирова). Скульптуры на остальных постаментах появятся к концу сентября. Они уже отлиты и ждут своего часа. Кстати, авторы скульптур - мастера высокого класса: Заспицкий, Залесский, Завадский и Логвинов.

Прежние статуи были демонтированы в 70-е годы. Когда их изготавливали в конце 50-х, то не подумали о долговечности. Обычный железобетон не выдержал природных стихий и вскоре стал рассыпаться, а чтобы шедевры не обрушились на головы людей, их было решено убрать вовсе.

...Попасть наверх оказалось совсем не сложно. К окну на девятом этаже подъезда рабочие приставили лестницу, и мы вышли на крышу. Мой коллега, фотокорреспондент, даже отважился выйти за своеобразный балкон первой площадки башни и почти повис над пропастью: чтобы снять для наших читателей того самого солдата. А на самой площадке-лоджии вполне безопасно - даже ветер не страшен. Говорят, до того, как здесь сделали настил с уклоном, местные жители не только сушили белье, но и на велосипедах катались. Представляете, на девятом этаже! Белье, впрочем, сушат до сих пор, хотя по закону это не позволяется - портит эстетическое восприятие здания. Нельзя, кстати, и красить окна в иной, кроме коричневого, цвет, устанавливать антенны. Однако для многих жильцов закон, как говорится, не писан....

Но не будем отвлекаться - вернемся к искусству. Скульптуры для башен отлиты из нового материала - водонепроницаемого силумина - легкого алюминиевого сплава. "Хотели сначала вообще стальными сделать - да не устояли бы, слишком тяжелы: уже отлитый "легкий" солдатик весит почти 800 килограммов, к постаменту он прочно прикручен болтами", - объясняет прораб Юрий Зенченко.

С вокзальных башен видно, что перед реставраторами еще уйма работы: ждет их не только Привокзальная площадь, но и соседние улицы - ведь ранее это был единый комплекс зданий, от которого остались лишь следы былого величия. Восстановлением архитектурного ансамбля по крупицам занимается фирма "Эльвира". У нее на счету уже целая коллекция уникальных работ, в том числе стадион "Динамо" и здание МВД на проспекте Скорины, построенное в 1915 году архитектором Гаем - чуть ли не единственное, уцелевшее от довоенной застройки главной городской трассы. Кстати, при реставрации здания МВД на его фасаде обнаружен фрагмент статуи женщины с лавровым венком. Видимо, в будущем и она предстанет пред нами в первозданном виде.

- Наша фирма пока единственная, которая занимается реставрацией зданий на таком уровне, - рассказывает Вячеслав Русаков, начальник участка по восстановлению зданий на Привокзальной площади. - Мы используем материалы высокого качества. Например, наша краска продержится на зданиях как минимум 10 - 15 лет. Приезжали даже специалисты из Германии посмотреть, как мы работаем. Немцы удивились, а один из них сказал: "Зачем вы так красиво делаете - все равно на высоте ничего никому не видно? Мы и то так не стараемся". Но посмотрите, та же Привокзальная площадь - это визитная карточка столицы, наша гордость, элемент того, что называется патриотическим воспитанием. Вот статуи поставим - еще один повод гордиться.

Да, есть на что посмотреть. Когда башни были еще в лесах, сюда часто заглядывали фотографы - панорама открывалась уникальная, ведь леса такой высоты - более 55 метров! - в Минске ставились впервые. Так высоко уже вряд ли взберешься, но стоит подумать не только об эстетических, но и о туристических возможностях "ворот города". Почему бы, например, не организовать здесь платную смотровую площадку - и удовольствие для желающих поглазеть на городской пейзаж, особенно для иностранцев, и прибыль для казны - на поддержание достойного вида зданий. Над этой идеей стоит подумать руководству города.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter